Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
[Закон «О банкротстве»] [Глава I] [Статья 1]
1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
2. Действие настоящего Федерального закона распространяется на юридические лица, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
5. К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
6. Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
Комментарий к статье 1
1. Комментируемая статья определяет сферу регулирования Закона о банкротстве, круг субъектов банкротства, а также соотношение Закона о банкротстве с другими федеральными законами и актами международного права.
2. Законодательство о банкротстве является комплексным и состоит из федеральных законов и подзаконных правовых актов, содержащих в себе нормы частного и публичного права, направленных на урегулирование комплекса взаимосвязанных в реальной действительности отношений, возникающих в связи с банкротством должника, т.е. при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
Гражданский кодекс РФ, будучи общим нормативным правовым актом, содержит непосредственно ряд правил о банкротстве, в частности ст. 25 «Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя» и ст. 65 «Несостоятельность (банкротство) юридического лица». ГК РФ содержит и другие правовые нормы, как специально регулирующие отношения банкротства (п. 4 ст. 61, ст. 64, п. 3 ст. 56, п. 2 ст. 105 и др.), так и являющиеся общими для отношений гражданского оборота (нормы гражданского права о сроках, сделках, юридических лицах, вещных правах, обязательствах и др.).
Многие правила Закона о банкротстве существенно отличаются от правил ГК РФ. Например, в Законе о банкротстве предусмотрены дополнительные признаки банкротства, установлены более детальные правила очередности удовлетворения требований кредиторов и др. В связи с этим следует учитывать, что Закон о банкротстве является специальным по отношению к ГК РФ только в части оснований и порядка признания арбитражным судом лица банкротом либо объявления им о своем банкротстве (п. 5 ст. 25, п. 3 ст. 65 ГК РФ). В этой части его нормы обладают приоритетом в процессе правоприменения. В остальной части нормы Закона о банкротстве должны соответствовать нормам ГК РФ (п. 2 ст. 3 ГК РФ).
В отношении АПК РФ Закон о банкротстве также является специальным. В соответствии со ст. 223 АПК РФ и ст. 33 Закона о банкротстве дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом о банкротстве и другими федеральными законами, регулирующими отношения банкротства.
В Законе о банкротстве содержится много особенностей, связанных со всеми стадиями производства по делу о банкротстве — от возбуждения производства по делу до исполнения актов арбитражного суда. Процессуальные нормы Закона о банкротстве, регламентирующие производство по делам о банкротстве, в свою очередь, также подразделяются на общие и специальные нормы права. Особенности рассмотрения дел о банкротстве, установленные гл. III «Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде» применяются, если иное не предусмотрено другими главами Закона о банкротстве (п. 2 ст. 32 Закона о банкротстве).
Закон о банкротстве определенным образом (по преимуществу как специальный) соотносится и с другими федеральными законами, например с Законом об исполнительном производстве <1>. Это следует как из норм обоих законов, которые свидетельствуют о том, что принудительное исполнение решений арбитражного суда по делу о банкротстве (формирование конкурсной массы, реализация имущества несостоятельного должника, распределение денежных средств между его кредиторами и т.д.) осуществляется по правилам, предусмотренным Законом о банкротстве, а не по правилам Закона об исполнительном производстве (подп. 5 п. 1 ст. 40, подп. 7 п. 1 ст. 47, ст. 96 Закона об исполнительном производстве, ст. ст. 63, 81 Закона о банкротстве). Данные правила корреспондируют нормам ч. 2 п. 4 ст. 61 и ст. 65 ГК РФ о том, что в случае недостаточности стоимости имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
———————————
<1> См.: СЗ РФ. 2007. N 41. Ст. 4849.
Закон о банкротстве является нормативным правовым актом прямого действия, хотя он содержит и некоторое количество норм отсылочного характера. В целях реализации этого Закона в нем предусмотрено принятие ряда нормативных правовых актов как на уровне федеральных законов, так и на уровне подзаконных правовых актов. Например, в Законе о банкротстве предусмотрена компетенция различных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по решению вопросов финансового оздоровления и банкротства (см. комментарий к ст. 29).
Наблюдается также определенная унификация законодательства о банкротстве. Это проявляется, в частности, в том, что в Закон о банкротстве включены нормы об особенностях банкротства субъектов естественных монополий (ст. ст. 197 — 201), которые до последнего времени были сосредоточены в специальном Законе о банкротстве субъектов естественных монополий (утратил силу с 1 июля 2009 г. — п. 2 ст. 232 Закона о банкротстве) <1>, нормы об особенностях банкротства стратегических организаций (ст. ст. 190 — 196), нормы, ранее содержавшиеся в подзаконных нормативных правовых актах Правительства РФ и регулирующего органа.
———————————
<1> Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3179.
3. В п. п. 2 и 3 комментируемой статьи Закона о банкротстве определяется круг лиц, которые могут быть признаны несостоятельными.
Во-первых, Законом установлено, что юридические лица, которые могут быть признаны банкротами, определяются в соответствии с ГК РФ. Пунктом 1 ст. 65 ГК РФ определено, что банкротами могут быть признаны все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций. Особое положение в этом отношении занимают государственные корпорации и фонды.
Государственная корпорация может быть признана банкротом, если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Например, п. 10 ст. 2 Федерального закона от 30 октября 2007 г. N 238-ФЗ «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» предусмотрено, что корпорация не может быть признана банкротом.
Фонд не может быть признан банкротом, если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Например, п. 11 ст. 2 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» предусмотрено, что к процедуре ликвидации учрежденного названным Законом Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства не применяются правила, предусмотренные законодательством о банкротстве.
Казенные предприятия и учреждения не могут быть признаны банкротами. Это объясняется тем, что указанные юридические лица наделяются собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) имуществом на праве оперативного управления и практически полностью контролируются им. Собственник несет субсидиарную ответственность по долгам указанных юридических лиц при недостаточности их имущества (ст. ст. 115, 120, 296 — 298 ГК РФ). Поэтому требования их кредиторов в любом случае могут быть удовлетворены полностью.
Возникает вопрос: почему политические партии, религиозные организации, а также государственные корпорации и фонды (в случаях, предусмотренных законом), являющиеся собственниками имущества, не могут быть признаны банкротами, особенно если иметь в виду, что указанные юридические лица вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст. 50, ст. ст. 117, 118 ГК РФ)?
Видимо, эти изъятия объясняются особым значением указанных организаций, например, особой ролью политических партий и религиозных организаций в развивающемся российском обществе, обеспечением гарантий идеологического и религиозного многообразия (ст. ст. 13, 14 Конституции РФ).
Что касается фондов и государственных корпораций, то, по-видимому, законодатель стремится обезопасить их имущество, являющееся фактически государственным имуществом, от возможных рисков, связанных с обращением взыскания на него по основаниям банкротства и переходом такого имущества в частную собственность. Однако по большому счету такой подход означает не что иное, как законодательное установление двойных стандартов в отношении государственной и частной собственности, государственных и частных компаний.
Во-вторых, в число лиц, которые могут быть признаны банкротами, включены граждане, как являющиеся, так и не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
В соответствии со ст. 25 ГК РФ индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан банкротом по решению суда.
Применительно к гражданам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, Законом о банкротстве прямо установлено, что положения об их банкротстве вводятся в действие с момента вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в федеральные законы (п. 2 ст. 231).
4. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи отношения, связанные с банкротством граждан, включая индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом о банкротстве. Нормы, регулирующие банкротство граждан, включая индивидуальных предпринимателей, содержащиеся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в Закон о банкротстве.
Таким образом, подчеркивается специальный характер норм о банкротстве граждан, содержащихся в Законе о банкротстве, и обеспечивается их согласованное действие с нормами о банкротстве, содержащимися в других федеральных законах, что в конечном счете направлено на обеспечение прав и законных интересов граждан, в отношении которых применяется законодательство о банкротстве.
5. Определяя соотношение норм Закона о банкротстве и правил о банкротстве, содержащихся в международных договорах РФ, законодатель устанавливает верховенство правил международных договоров РФ (п. 4 комментируемой статьи), что в полной мере соответствует принципам соотношения национального и международного права (п. 4 ст. 15 Конституции РФ, ст. 7 ГК РФ).
В соответствии с п. 5 комментируемой статьи на иностранных кредиторов (граждан и юридических лиц) по делам о банкротстве российских должников распространяется национальный правовой режим, если иной (более благоприятный) правовой режим не предусмотрен международным договором РФ.
Понятия «иностранный гражданин» и «иностранное юридическое лицо» в международном частном праве определяются по-разному <1>. Иностранным гражданином следует признать лицо, обладающее гражданством иностранного государства (ст. 1195 ГК РФ, ст. 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации») <2>, иностранным юридическим лицом — юридическое лицо, учрежденное по законам иностранного государства (ст. 1202 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» <3>).
———————————
<1> См.: Сергеев А.П., Толстой Ю.К., Елисеев И.В. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (постатейный). Часть третья. М., 2002. С. 219, 237.
<2> СЗ РФ. 2002. N 22. Ст. 2031.
<3> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3923.
В п. 6 комментируемой статьи установлено, что решения судов иностранных государств по делам о банкротстве признаются на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. Это правило Закона о банкротстве соответствует общему правилу о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов, установленному в п. 1 ст. 241 АПК РФ.
В то же время Закон о банкротстве предусматривает исключение из указанного выше общего правила: при отсутствии международных договоров РФ решения судов иностранных государств по делам о банкротстве признаются на территории РФ на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.