Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом
[Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»] [Статья 1]
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров — единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
(часть первая в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — государственная регистрация) — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Комментарий к статье 1 Федерального закона от 8 августа 2011 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
1. Положения настоящей статьи направлены на определение ряда ключевых теоретических аспектов, регламентирующих порядок реализации норм Закона. В первую очередь речь идет об установлении предмета правового регулирования, т.е. совокупности общественных отношений, на урегулирование которых направлены нормы комментируемого Закона.
Предмет правового регулирования настоящего Закона носит комплексный характер, поскольку направлен на урегулирование всего массива отношений, связанных с предпринимательской деятельностью в формах, допустимых Законом. В состав предмета правового регулирования входят отношения, связанные с принятием решения учредителями ЮЛ либо физическим лицом, намеренным осуществлять предпринимательскую деятельность. Если применение норм настоящего Закона в отношении физических лиц всегда обусловлено их намерением осуществлять предпринимательскую деятельность, то в отношении ЮЛ указанный принцип не является определяющим, поскольку государственной регистрации подлежат как коммерческие, так и некоммерческие ЮЛ.
2. Часть 1 настоящей статьи конкретизирует указанную совокупность отношений применительно к содержанию регистрационных действий. Так, нормы настоящего Закона подлежат применению к отношениям, связанным с государственной регистрацией:
1) создания ЮЛ, что предполагает образование нового субъекта и придание ему официального статуса, порождающего право- и дееспособность. Указанная категория правоотношений указывает на необходимость первичного внесения сведений о таком субъекте в ЕГРЮЛ на основании принятого учредителем (учредителями) решения о создании такого субъекта. Особенностью рассматриваемого вида правоотношений является то, что правом на осуществление государственной регистрации обладает исключительно один из учредителей, который наделяется соответствующими полномочиями на основании принятого решения. Иные сведения о ЮЛ представляются его руководителем, он же наделен полномочиями на подписание необходимых для государственной регистрации документов;
2) изменений в учредительные документы ЮЛ, т.е. корректировки данных ЮЛ, внесенных в ЕГРЮЛ на основании представленных на государственную регистрацию учредительных документов. В большинстве своем речь идет о внесении изменений в устав ЮЛ. Однако Закон не ограничивает такую возможность исключительно уставом, определяя такие документы в качестве учредительных, что предполагает возможность внесения изменений и в иные документы. Наиболее распространенными являются изменения, связанные со сменой юридического адреса, увеличением (уменьшением) размера уставного капитала, образованием филиалов или представительств, корректировкой основных видов деятельности. Однако на практике возникает необходимость изменения и иных сведений о субъекте, например, о смене директора, изменение паспортных данных учредителя или директора. Указанные сведения непосредственно в уставе не отражаются, однако они являются необходимыми и обязательными для любого ЮЛ, в связи с чем подлежат отражению в ЕГРЮЛ. В то же время следует помнить о том, что при создании ЮЛ на государственную регистрацию представляется не только его устав, но и решение учредителей, учредительный договор и т.п. Таким образом, указанные выше изменения также вносятся не только в ЕГРЮЛ, но и в указанные документы;
3) реорганизацией юридического лица, которая направлена на изменение правового статуса субъекта. Она может проводиться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. Наиболее распространенными в настоящее время являются слияние и присоединение. Указанные формы реорганизации связаны с изменением общего правового статуса ЮЛ, утратой субъектом правосубъектности. Так, при присоединении одно или несколько ЮЛ (присоединяемое) прекращает свое существование в качестве самостоятельного субъекта и продолжает осуществление деятельности в составе иного субъекта — ЮЛ, к которому проводится присоединение. Слияние предполагает утрату правосубъектности всеми ЮЛ, участвующими в данном процессе, и образование на их основе качественно нового ЮЛ. По общему правилу государственной регистрации подлежат любые изменения статуса ЮЛ, в том числе связанные с прекращением его самостоятельной деятельности. В этой связи к указанным процессам непосредственно применяются нормы настоящего Закона;
4) ликвидацией ЮЛ, т.е. полным прекращением его деятельности и его статуса. Ликвидация представляет собой окончательное прекращение ЮЛ без образования правопреемника. Она может осуществляться в добровольном и принудительном порядке. Добровольная ликвидация реализуется на основании решения учредителя субъекта и допускается лишь при отсутствии долговых обязательств. При наличии непогашенных долгов и отсутствии возможности их выплатить ликвидация может быть проведена лишь в принудительном порядке, т.е. на основании решения суда в рамках дела о банкротстве. При проведении процедуры банкротства невыплаченные долги ЮЛ признаются погашенными. В зависимости от проводимой процедуры ликвидации субъекта определяется и уполномоченное лицо. В ходе добровольной ликвидации руководитель предприятия, как правило, меняет свой статус директора на председателя ликвидационной комиссии или единоличного ликвидатора, что определяется учредителями на общем собрании. В то же время Закон не воспрещает назначить ликвидатором любого иного субъекта. Банкротство предполагает волеизъявление суда, которое основывается на решении собрания кредиторов о кандидатуре арбитражного управляющего. Причем следует заметить, что в ходе наблюдения, а также внешнего управления руководитель ЮЛ сохраняет свой статус и принимает решения по согласованию с арбитражным управляющим. Утрата статуса руководителя связывается законом с введением конкурсного производства. В рамках данной процедуры приказом конкурсного управляющего руководитель отстраняется от должности и его полномочия непосредственно переходят к арбитражному управляющему, утвержденному решением суда. Именно он впоследствии и принимает решения о внесении тех или иных сведений в ЕГРЮЛ, т.е. представляет их на государственную регистрацию.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если данное ЮЛ осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями закона, что прямо предусмотрено Постановлением Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П, которое указывает, что акционерное общество подлежит ликвидации по решению суда, если стоимость его чистых активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, что не противоречит Конституции РФ, поскольку по конституционно-правовому смыслу данной нормы в системе норм гражданского законодательства предполагается, что отрицательное значение чистых активов как формальное условие ликвидации акционерного общества призвано отображать его фактическую финансовую несостоятельность, а именно: отсутствие доходности, неспособность исполнять свои обязательства перед кредиторами и исполнять обязанности по уплате обязательных платежей, при том что акционеры имели возможность предпринять меры по улучшению финансового положения общества или принять решение о его ликвидации в надлежащей процедуре. Аналогичные категории правоотношений можно выделить и применительно к ИП. В этой связи нормы настоящего Закона регламентируют порядок деятельности граждан с момента приобретения ими статуса индивидуального предпринимателя и до прекращения соответствующего статуса, т.е. на протяжении всего периода осуществления предпринимательской деятельности. Однако указанные отношения реализуются с учетом особенностей субъекта, в отношении которого они применяются. Так, например, сведения для государственной регистрации ЮЛ, независимо от их содержания, всегда направляются уполномоченному органу его представителем, действующим на основании устава или доверенности. Закон не запрещает применения указанного правила и в отношении ИП. Однако в случае направления представителя ИП обязан нотариально заверить не только установленную форму заявления, но и копию своего паспорта, что в значительной степени увеличивает его расходы. В этой связи граждане, зарегистрированные или намеревающиеся зарегистрироваться в качестве ИП, предпочитают лично представлять указанные документы на государственную регистрацию. В подобной ситуации нотариальное заверение как паспорта, так и установленной формы заявления не требуется.
В качестве самостоятельной категории отношений, на которые распространяется действие норм настоящего Закона, ч. 1 настоящей статьи определяет отношения, связанные с ведением Единых государственных реестров ЮЛ и ИП, т.е. реализацией государственно-властной функции, связанной с приданием соответствующим субъектам официального статуса, наделением их право- и дееспособностью, предоставлением возможности осуществления предпринимательской деятельности и т.п. В то же время положения настоящей статьи лишь закрепляют сферу деятельности уполномоченных органов по государственной регистрации, не конкретизируя при этом порядка реализации соответствующей функции. Указанная категория отношений является ключевой, поскольку именно факт внесения сведений в реестр является юридическим фактом, порождающим, изменяющим или прекращающим правосубъектность конкретного лица. Однако в рамках настоящей статьи Закон не регламентирует каких-либо особенностей реализации данных отношений, поскольку их определению посвящены иные правовые предписания комментируемого нормативного акта.
3. Часть 2 настоящей статьи имеет самостоятельное юридическое значение и направлена на формирование дефиниций основных терминов, которые способствуют унифицированному применению данных понятий. Формирование понятийного аппарата рассматривается в большинстве случаев в качестве позитивной тенденции современного законодательства, поскольку позволяет не только использовать термин применительно к определенной категории правоотношений, но и единообразно трактовать его содержание в рамках отношений, составляющих предмет правового регулирования нормативного акта. При этом следует заметить, что определение термина, предусмотренное законом, ориентировано на узкий круг правоотношений, регламентируемых соответствующим нормативным актом. В этой связи применительно к различным нормативным актам сущность и содержание одного и того же понятия могут изменяться.
Комплексный характер предписаний настоящей статьи, с одной стороны, позволяет определить совокупность теоретических аспектов реализации норм закона, с другой стороны, не позволяет в полном объеме отразить весь необходимый понятийный аппарат. Так, по смыслу п. 2 ст. 1 существенное значение для применения правовых предписаний имеет лишь одно понятие — государственная регистрация ЮЛ и ИП — специальное понятие, обусловленное содержанием комментируемого нормативного акта. Наряду с указанным термином Закон отражает и ряд иных понятий, которые не нашли достаточного отражения в Законе, но имеют практическую ценность. Однако их содержание можно определить лишь из содержания самих правовых предписаний, причем оно трактуется каждым правоприменителем по своему усмотрению.
Итак, ключевым понятием в настоящем Законе выступает понятие государственной регистрации ЮЛ и ИП, которое рассматривается в качестве актов уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемых посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации ЮЛ, приобретении физическими лицами статуса ИП, прекращении физическими лицами деятельности в качестве ИП, иных сведений о ЮЛ и об ИП в соответствии с настоящим Законом. Факт государственной регистрации рассматривается в качестве акта уполномоченного органа, причем понятие «акт» имеет в данном случае двойственное значение: с одной стороны, он выступает в качестве юридического факта, порождающего, изменяющего или прекращающего правосубъектность ЮЛ или ИП, т.е. основание для наделения или прекращения дееспособности ЮЛ. Однако наиболее распространенным пониманием юридического акта выступает его рассмотрение в качестве правового акта, т.е. акта, документа, несущего в себе указания, обязательства юридического характера, т.е. внешнее, документальное выражение решений людей, направленное на достижение какого-либо правового результата. Таким образом, Закон рассматривает государственную регистрацию в качестве решения Федеральной налоговой службы РФ в лице уполномоченных инспекций о придании субъекту статуса индивидуального предпринимателя или юридического лица. Указанное понимание носит ограниченный характер, поскольку сущность данной процедуры сводится не только и не столько к принятию соответствующего решения, сколько к установлению соответствия субъекта требованиям действующего законодательства, что влечет за собой внесение соответствующей записи в Единый государственный реестр. В этой связи государственную регистрацию ЮЛ или ИП представляется целесообразным рассматривать в качестве процесса установления соответствия субъекта и представленных документов о нем требованиям действующего законодательства, перечень которых определен п. 3 настоящей статьи. Результатом государственной регистрации выступает акт уполномоченного органа, в качестве которого выступает свидетельство о государственной регистрации, подтверждающее факт внесения соответствующей записи в реестр. В этой связи решение о государственной регистрации выступает лишь в качестве одного из этапов регистрационного процесса.
В то же время, несмотря на общий характер рассматриваемого понятия, оно отражает два ключевых положения, характеризующих его специфику:
— решение может быть принято только уполномоченным государственным органом, которым выступает Федеральная налоговая служба РФ (ее инспекции). Принимаемые иными субъектами акты не имеют преюдициального значения, хотя именно решение учредителей юридического лица выступает в качестве юридического факта, порождающего регистрационный процесс. Его значение сводится к определению сущности государственной регистрации, т.е. определению обстоятельств и сведений, подлежащих внесению в государственный реестр;
— результатом государственной регистрации является внесение в соответствующий государственный реестр сведений о ЮЛ или ИП, что также ограничивает инициативу субъектов по проведению государственной регистрации и отсылает лишь к уполномоченному государственному органу. В ряде случаев, несмотря на проведение процедуры государственной регистрации, ее результат не может быть достигнут — сведения о субъекте в государственный реестр не вносятся. Наиболее распространенной причиной отсутствия желаемого результата выступает отказ уполномоченного органа, обусловленный несоответствием требованиям закона представленных на регистрацию документов. В подобной ситуации уполномоченный орган принимает решение об отказе в государственной регистрации, т.е. акт, предусмотренный данным понятием, принят, однако сведения в реестр не внесены, результат регистрационного процесса не достигнут.
Таким образом, предусмотренное ч. 2 настоящей статьи определение государственной регистрации не отражает в полном объеме сущности рассматриваемого явления и требует детализации применительно к особенностям рассматриваемой процедуры. При этом несомненным достоинством понятия выступает отражение специфики регистрационного процесса, установление взаимосвязи принятого уполномоченным органом решения и отражения его сущности в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.
4. Самостоятельным правовым значением наделено и предписание ч. 3 настоящей статьи, которое определяет правовые основы регулирования отношений в сфере государственной регистрации ЮЛ и ИП. Указанная правовая норма отражает перечень специальных нормативных актов, направленных на урегулирование отношений, возникающих из государственной регистрации ЮЛ и ИП, и включает в себя:
— ГК РФ, который отражает как нормы общего характера, так и специальные правовые предписания. Например, ст. 51 предусматривает, что ЮЛ подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации ЮЛ. Данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления;
— комментируемый Закон, который является актом специального регулирования и отражает процедуру государственной регистрации с учетом особенностей отдельных субъектов;
— издаваемые в соответствии с ним иные нормативные правовые акты РФ. К числу таких нормативных актов могут быть отнесены, например, Правила ведения ЕГРИП и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630; Правила ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438; Положение ЦБР от 7 сентября 2007 г. N 311-П «О порядке сообщения банком в электронном виде налоговому органу об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета»; Приказ ФНС России от 28 сентября 2009 г. N ММ-7-6/475@ «Об утверждении форм сообщений банка об открытии (закрытии) счета, об изменении реквизитов счета» и т.п. Таким образом, указанная категория может охватывать собой все подзаконные нормативные акты от указов Президента РФ до актов министерств и ведомств, которые относятся и к числу актов общего регулирования, и к числу специальных нормативных актов, направленных на урегулирование отдельных отношений в сфере государственной регистрации ЮЛ и ИП.
Формирование указанного перечня нормативных актов в рамках положений настоящего Закона направлено на определение совокупности специальных нормативных актов, регулирующих отношения в рассматриваемой сфере. Однако наряду со специальными нормативными актами данный перечень включает в себя и акт общего регулирования — ГК РФ, который регламентирует порядок государственной регистрации наряду с иными гражданскими правоотношениями. Причем ЮЛ и ИП не являются исключительными субъектами, в отношении которых применяются его нормы.
Формирование смешанного перечня, включающего в себя и акты общего и специального характера, свидетельствует об ограниченности правового предписания ч. 3 ст. 1 Закона, поскольку непосредственное регулирование данной категории отношений осуществляют и нормы Конституции РФ, устанавливая в качестве одной из основ конституционного строя равенство и государственное признание всех форм собственности, в том числе и частной, которая реализуется в отношении большинства коммерческих (общества с ограниченной ответственностью, открытые акционерные общества, закрытые акционерные общества и т.п.) и ряда некоммерческих ЮЛ (благотворительные фонды, автономные некоммерческие организации и т.п.). Регулирование отношений по государственной регистрации осуществляют УК РФ, КоАП РФ, которые определяют санкции за нарушения в данной сфере.
Особое место в иерархии нормативных актов занимает НК РФ, определяющий размер и порядок уплаты государственной пошлины за совершение регистрационных действий, при этом он одновременно отражает и особенности ее уплаты.
Таким образом, перечень нормативных актов, определенный ч. 3 настоящей статьи, отражает лишь систему законодательства, регулирующего отношения в сфере государственной регистрации ЮЛ и ИП, посредством определения наиболее применяемых в данной области нормативных актов как общего, так и специального характера. Поскольку рассматриваемый нормативный акт является специальным в данной области, то его предписания требуют большей детализации и конкретизации к данной области реализации.
Тем не менее отразить весь массив правовых предписаний в рамках узконаправленной нормы не представляется возможным, что обусловило определение лишь основных ключевых аспектов.