Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
[Закон РФ «О полиции»] [Глава 2] [Статья 11]
1. Полиция в своей деятельности обязана использовать достижения науки и техники, информационные системы, сети связи, а также современную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру.
2. Полиция в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями.
3. Полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.
4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел обеспечивает полиции возможность использования информационно-телекоммуникационной сети Интернет, автоматизированных информационных систем, интегрированных банков данных.
Статья 11. Использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем
Комментарий к статье 11
1. Во исполнение закрепленной в комментируемой статье обязанности полиции предоставлено право использовать в деятельности информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, а также другие технические и специальные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде; вести видеобанки и видеотеки лиц, проходивших (проходящих) по делам и материалам проверок полиции; формировать, вести и использовать банки данных оперативно-справочной, криминалистической, экспертно-криминалистической, розыскной и иной информации о лицах, предметах и фактах; использовать банки данных других государственных органов и организаций, в том числе персональные данные граждан, если федеральным законом не установлено иное (п. 33 ч. 1 ст. 13 комментируемого Федерального закона).
2. Положения ч. 2 комментируемой статьи детализированы ведомственными нормативными актами. Так, согласно п. 7 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях сообщение о происшествии может поступать в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, информационным системам общего пользования, факсимильным или иным видом связи.
3. Для приема сообщений в электронной форме, поступивших по информационным системам общего пользования <56>, применяется программное обеспечение, предусматривающее обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с сообщениями о происшествиях.
———————————
<56> Далее — интернет-сообщения.
4. Интернет-сообщение распечатывается, дальнейшая работа с ним ведется как с письменным сообщением в порядке, установленном настоящей Инструкцией.
5. Что такое «информационные системы общего пользования»? Согласно закрепленному в ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» <57> определению, информационная система — это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств. Информационная система общего пользования — это информационная система, которая открыта для использования всеми физическими и юридическими лицами и в услугах которой этим лицам не может быть отказано (ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» <58>).
———————————
<57> См.: Собр. законодательства РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.
<58> См.: Собр. законодательства РФ. 2002. N 2. Ст. 127.
6. Если исходить из смысла данных, закрепленных в законах определений, трудно понять, как по информационной системе общего пользования в орган внутренних дел может поступить сообщение о происшествии? Однако ознакомление с текстом следующего абзаца п. 7 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях позволяет понять, что мы имеем дело с ситуацией, когда нормативное определение информационных систем общего пользования не соответствует тому значению, в котором данное словосочетание употреблено МВД России. Под информационными системами общего пользования в Инструкции подразумевается информация, содержащаяся в Интернете, вместе с обеспечивающими ее получение информационными технологиями и техническими средствами.
7. Сообщения о происшествии в орган внутренних дел могут поступать также факсимильным видом связи. Факсимильная связь представляет собой передачу по телефонным каналам с помощью телефакса изображений, писем, фотографий, документов на бумажных носителях <59>. Соответственно, по телефаксу может поступить и сообщение о происшествии.
———————————
<59> Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2006. Справочная система «КонсультантПлюс».
8. Последнее может быть доставлено в орган внутренних дел любым «иным видом связи». Анализ содержания п. п. 32 и 35 ст. 2 Федерального закона «О связи» позволяет нам уточнить, что в данном случае подразумеваются все иные виды электросвязи, где электросвязь представляет собой любые излучения, передачу или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по:
— радиосистеме;
— проводной;
— оптической;
— другим электромагнитным системам.
9. Использование любого из названных видов связи допустимо и для передачи сообщения о происшествии в орган внутренних дел. Соответственно, сообщения о происшествии в орган внутренних дел могут быть направлены по аське, электронной почте, скайпу и т.п.
10. Закрепленное в абз. 3 п. 7 Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в органах внутренних дел Российской Федерации заявлений, сообщений и иной информации о происшествиях предписание, касающееся необходимости применения программного обеспечения, предусматривающего обязательное заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с сообщениями о происшествиях, адресуется органам внутренних дел. Вряд ли можно признать отсутствие такого программного обеспечения — основанием отказа в принятии сообщения о происшествии, поступившего в орган дознания в «электронной форме».
11. Между тем в любом случае нужно стремиться к тому, чтобы в заявлении о происшествии были отражены следующие сведения:
— наименование органа внутренних дел, которому адресовано сообщение о происшествии;
— фамилия, имя и отчество заявителя;
— адрес места жительства заявителя;
— должность и место работы заявителя;
— почтовый адрес заявителя (для корреспонденции);
— номер телефона заявителя;
— описание события происшествия, места, времени, последствий и иных обстоятельств его совершения;
— просьбу, адресованную к руководителю органа внутренних дел, о принятии установленных законом мер за совершение правонарушения;
— список свидетелей или очевидцев, если таковые известны;
— завершающую заявление фразу «написано собственноручно и правильно»;
— подпись заявителя;
— число, месяц, год направления заявления в орган внутренних дел.
12. О понятии «преступление» см. комментарий к ст. 2 настоящего Федерального закона.
13. См. также комментарий к ст. ст. 1, 10, 12, 13 настоящего Федерального закона.