Статья 171. Введение внешнего управления градообразующей организацией под поручительство
[Закон «О банкротстве»] [Глава IX] [Статья 171]
1. В случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего федерального органа исполнительной власти, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.
2. Орган местного самоуправления, или привлеченный к участию в деле о банкротстве градообразующей организации соответствующий федеральный орган исполнительной власти, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, представившие поручительство по обязательствам должника, определяет требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляет их в саморегулируемые организации арбитражных управляющих.
3. В случаях, если внешнее управление градообразующей организацией введено в порядке, предусмотренном настоящей статьей, поручитель несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника перед его кредиторами.
Статья 171. Введение внешнего управления градообразующей организацией под поручительство
Комментарий к статье 171
1. Аналогичная статья содержалась и в Законе о банкротстве 1998 г. В ней предусмотрены общие и специальные основания введения внешнего управления градообразующей организации.
Особенностью банкротства градообразующих организаций является возможность введения внешнего управления под поручительство.
2. По общему правилу внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения общего собрания кредиторов. Если общим собранием кредиторов решение о введении внешнего управления не принято, арбитражный суд вправе вынести определение о введении внешнего управления на основании п. 2 ст. 75 Закона о банкротстве, а именно при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и если у арбитражного суда есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.
Специальные основания введения внешнего управления градообразующей организации предусмотрены комментируемой статьей: во-первых, наличие ходатайства органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве федерального органа исполнительной власти либо органа исполнительной власти субъекта РФ о введении внешнего управления; во-вторых, предоставление ими поручительства по обязательствам должника.
3. Поручителями по обязательствам организации-должника могут быть РФ, субъекты РФ или муниципальные образования в лице их уполномоченных органов. В соответствии со ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
4. О поручительстве см. комментарий к ст. 173 Закона о банкротстве.
5. В действующем Законе о банкротстве изменены права органа местного самоуправления или привлеченного к участию в деле о банкротстве федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ. Если по Закону о банкротстве 1998 г. в случае предоставления поручительства эти органы были вправе предлагать арбитражному суду кандидатуру внешнего управляющего, то по действующему Закону они определяют требования к кандидатуре внешнего управляющего и направляют их в СРО, но только в том случае, когда они предоставили поручительство.
Дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве перечислены в п. 3 ст. 20.2 Закона о банкротстве. К ним относятся:
— наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника;
— наличие определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в соответствующей отрасли экономики;
— проведение в качестве арбитражного управляющего определенного количества процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Перечень указанных требований является исчерпывающим. Поэтому органы местного самоуправления, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ, предоставившие поручительство, не могут предъявлять к кандидатуре внешнего управляющего иные требования, кроме предусмотренных ст. 20.2 Закона о банкротстве.
Вместе с тем п. 3 ст. 20.2 определяет круг лиц, которые вправе выдвигать дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего. Такими лицами являются конкурсный кредитор или уполномоченный орган, являющиеся заявителями по делу о банкротстве, либо собрание кредиторов.
Пункт 2 комментируемой статьи наделяет правом определять требования к внешнему управляющему орган местного самоуправления, или привлеченный к участию в деле о банкротстве градообразующей организации соответствующий федеральный орган исполнительной власти, или орган исполнительной власти субъекта РФ. Однако этим правом они наделяются только при условии предоставления ими поручительства по обязательствам должника.
6. По общим нормам ГК РФ поручительство является способом обеспечения исполнения обязательства (ст. ст. 361 — 367 ГК РФ). При неисполнении или ненадлежащем исполнении должником обеспеченного поручительством обязательства поручитель и должник отвечают перед кредитором солидарно, если законом или договором поручительства не предусмотрена субсидиарная ответственность поручителя. Закон о банкротстве предусматривает субсидиарную ответственность поручителя по обязательствам должника перед его кредиторами в том случае, если внешнее управление введено по ходатайству органа местного самоуправления, федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ.