Статья 20. Меры дисциплинарного и иного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов
[Закон «Об аудиторской деятельности»] [Статья 20]
1. В отношении члена саморегулируемой организации аудиторов, допустившего нарушение требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, саморегулируемая организация аудиторов может применить следующие меры дисциплинарного воздействия:
1) вынести предписание, обязывающее члена саморегулируемой организации аудиторов устранить выявленные по результатам внешней проверки качества его работы нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;
2) вынести члену саморегулируемой организации аудиторов предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;
3) наложить штраф на члена саморегулируемой организации аудиторов;
4) принять решение о приостановлении членства аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;
5) принять решение об исключении аудиторской организации, аудитора из членов саморегулируемой организации аудиторов;
6) применить иные установленные внутренними документами саморегулируемой организации аудиторов меры.
2. Меры дисциплинарного воздействия применяются саморегулируемой организацией аудиторов в порядке, установленном Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».
3. Аудитор, в отношении которого принято решение о приостановлении его членства в саморегулируемой организации аудиторов, в течение всего срока действия такого решения не вправе:
1) участвовать в осуществлении аудиторской деятельности;
2) давать рекомендации, подтверждающие безупречную деловую (профессиональную) репутацию лицам, желающим вступить в члены саморегулируемой организации аудиторов;
3) участвовать в работе выборных и специализированных органов саморегулируемой организации аудиторов.
4. Аудиторская организация, индивидуальный аудитор, в отношении которых принято решение о приостановлении их членства в саморегулируемой организации аудиторов, в течение всего срока действия такого решения не вправе:
1) заключать договоры оказания аудиторских услуг;
2) вносить влекущие увеличение обязательств аудиторской организации, индивидуального аудитора изменения в договоры оказания аудиторских услуг, заключенные до принятия саморегулируемой организацией аудиторов указанного решения.
5. Не менее чем за семь рабочих дней до истечения срока, на который приостановлено членство аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов, саморегулируемая организация аудиторов принимает решение о восстановлении членства аудиторской организации, аудитора в саморегулируемой организации аудиторов либо об их исключении из членов саморегулируемой организации аудиторов.
6. В отношении аудиторской организации, допустившей нарушение требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов, уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору может применить следующие меры воздействия:
1) вынести предписание, обязывающее аудиторскую организацию устранить выявленные по результатам внешней проверки качества ее работы нарушения и устанавливающее сроки устранения таких нарушений;
2) вынести предупреждение в письменной форме о недопустимости нарушения требований настоящего Федерального закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;
3) направить саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание о приостановлении членства аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов на срок до устранения такой аудиторской организацией выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;
4) направить саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, обязательное для исполнения предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций;
5) направить саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является аудиторская организация, допустившая нарушение требований, установленных частью 6 статьи 1, частью 1 статьи 8, пунктами 2.1 и 3 части 2 и частью 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, обязательное для исполнения предписание об исключении сведений об аудиторской организации из реестра аудиторов и аудиторских организаций.
7. Саморегулируемая организация аудиторов в течение трех рабочих дней со дня, следующего за днем исполнения предписания, предусмотренного пунктами 3 — 5 части 6 настоящей статьи, обязана проинформировать об исполнении этого предписания уполномоченный федеральный орган по контролю и надзору в письменной форме.
Статья 20. Меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских
организаций, аудиторов
Комментарий к статье 20
1. Комментируемая статья в ч. ч. 1 — 5 регламентирует применение СРО аудиторов
мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторских организаций, аудиторов —
своих членов.
Часть 1 комментируемой статьи определяет виды мер дисциплинарного воздействия,
которые СРО аудиторов может применить в отношении своего члена, допустившего
нарушение требований комментируемого Закона, стандартов аудиторской деятельности,
правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, КПЭА:
1) вынесение предписания, обязывающего члена СРО аудиторов устранить
выявленные по результатам внешней проверки качества его работы нарушения и
устанавливающего сроки устранения таких нарушений;
2) вынесение члену СРО аудиторов предупреждения в письменной форме о
недопустимости нарушения требований комментируемого Закона, стандартов
аудиторской деятельности, правил независимости аудиторов и аудиторских организаций,
КПЭА;
1313) наложение штрафа на члена СРО аудиторов;
4) приостановление членства аудиторской организации, аудитора в СРО аудиторов
на срок до устранения ими выявленных нарушений, но не более 180 календарных дней со
дня, следующего за днем принятия решения о приостановлении членства;
5) исключение аудиторской организации, аудитора из членов СРО аудиторов;
6) иные установленные внутренними документами СРО аудиторов меры.
Данный перечень основан на общих положениях ч. 4 ст. 10 Закона о СРО, исходя из
которых к члену СРО могут быть применены такие меры дисциплинарного воздействия,
как:
1) вынесение предписания, обязывающего члена СРО устранить выявленные
нарушения и устанавливающего сроки устранения таких нарушений;
2) вынесение члену СРО предупреждения;
3) наложение на члена СРО штрафа;
4) исключение лица из членов СРО;
5) иные установленные внутренними документами СРО меры.
Как видно, ч. 1 комментируемой статьи расширяет определенный в ч. 4 ст. 10 Закона
о СРО перечень возможных мер дисциплинарного воздействия за счет такой меры, как
приостановление членства аудиторской организации, аудитора в СРО аудиторов.
Согласно ч. 6 ст. 17 комментируемого Закона СРО аудиторов наряду с правами,
установленными Законом о СРО, имеет право разрабатывать и устанавливать
дополнительные к мерам, предусмотренным комментируемым Законом, меры
дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований
комментируемого Закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости
аудиторов и аудиторских организаций, КПЭА. Реализация данного положения
подразумевается в п. 6 ч. 1 комментируемой статьи, предусматривающем возможность
применения к членам СРО аудиторов иных мер дисциплинарного воздействия, нежели
указанные в п. п. 1 — 5 ч. 1 данной статьи. При этом оговорено, что такие «иные» меры
дисциплинарного воздействия устанавливаются внутренними документами СРО
аудиторов, однако не уточняется, какими именно. Не содержится такое уточнение и в
Законе о СРО. В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 16 Закона о СРО утверждение мер
дисциплинарного воздействия, порядка и оснований их применения относится к
компетенции общего собрания членов СРО.
2. В отношении порядка применения СРО аудиторов мер дисциплинарного
воздействия к своим членам ч. 2 комментируемой статьи отсылает к Закону о СРО. В
связи с этим прежде всего необходимо отметить, что, согласно ч. 4 ст. 17
комментируемого Закона, для осуществления деятельности в качестве СРО аудиторов
некоммерческой организацией должны быть созданы специализированные органы,
осуществляющие контроль за соблюдением членами СРО аудиторов требований
комментируемого Закона, стандартов аудиторской деятельности, правил независимости
аудиторов и аудиторских организаций, КПЭА и рассмотрение дел о применении в
отношении членов СРО аудиторов мер дисциплинарного воздействия. Как говорилось в
комментарии к указанной статье, Закон о СРО в ч. 1 ст. 19 прямо предусматривает
необходимость создания СРО таких двух специализированных органов, как: 1) орган,
осуществляющий контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и
правил СРО; 2) орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер
дисциплинарного воздействия. В соответствии с ч. 7 указанной статьи порядок
рассмотрения дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного
воздействия устанавливается общим собранием членов СРО.
Порядок применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО
определен в ст. 10 Закона о СРО. Указанной статьей (здесь и далее в ред. Федерального
закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ) предусмотрено, в частности, следующее:
132орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер
дисциплинарного воздействия рассматривает жалобы на действия членов СРО и дела о
нарушении ее членами требований стандартов и правил предпринимательской или
профессиональной деятельности, условий членства в СРО (ч. 1);
процедура рассмотрения указанных в ч. 1 статьи жалоб и дел, содержание указанных
нарушений определяются внутренними документами СРО (ч. 2);
при рассмотрении жалоб на действия членов СРО орган по рассмотрению дел о
применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия обязан
приглашать на свои заседания лиц, направивших такие жалобы, а также членов СРО, в
отношении которых рассматриваются дела о применении мер дисциплинарного
воздействия (ч. 3);
орган по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер
дисциплинарного воздействия в случаях, установленных СРО, вправе принять решение о
применении следующих мер дисциплинарного воздействия: 1) вынесение предписания,
обязывающего члена СРО устранить выявленные нарушения и устанавливающего сроки
устранения таких нарушений; 2) вынесение члену СРО предупреждения; 3) наложение на
члена СРО штрафа; 4) рекомендация об исключении лица из членов СРО, подлежащая
рассмотрению постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО; 5) иные
установленные внутренними документами саморегулируемой организации меры (ч. 4);
решения о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия,
за исключением решения о рекомендации об исключении лица из членов СРО,
принимаются большинством голосов членов органа по рассмотрению дел о применении в
отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия и вступают в силу с момента
их принятия указанным органом. Решение о рекомендации об исключении лица из членов
СРО может быть принято не менее чем 75% голосов членов органа по рассмотрению дел о
применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия (ч. 5);
СРО в течение 2 рабочих дней со дня принятия органом по рассмотрению дел о
применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия решения о
применении мер дисциплинарного воздействия в отношении члена СРО направляет копии
такого решения члену СРО, а также лицу, направившему жалобу, по которой принято
такое решение (ч. 6 ст. 10). Согласно ч. 6 ст. 19 Закона о СРО орган по рассмотрению дел
о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия направляет в
постоянно действующий коллегиальный орган управления СРО рекомендации об
исключении из членов СРО;
решения органа по рассмотрению дел о применении в отношении членов СРО мер
дисциплинарного воздействия, за исключением решения о рекомендации об исключении
лица из членов СРО, могут быть обжалованы членами СРО в постоянно действующий
коллегиальный орган управления СРО в сроки, установленные СРО (ч. 7);
решение постоянно действующего коллегиального органа управления СРО об
исключении лица из членов СРО может быть обжаловано лицом, исключенным из членов
СРО, в суд в установленном законодательством РФ порядке (ч. 8). В пункте 10 ч. 3 ст. 16
Закона о СРО предусмотрено, что к компетенции общего собрания членов СРО относится
рассмотрение жалобы лица, исключенного из членов СРО, на необоснованность
принятого постоянно действующим коллегиальным органом управления СРО на
основании рекомендации ее органа по рассмотрению дел о применении в отношении
членов СРО мер дисциплинарного воздействия решения об исключении этого лица из
членов СРО и принятие решения по такой жалобе;
денежные средства, полученные СРО в результате наложения на члена СРО штрафа
в соответствии со статьей 10 Закона о СРО, подлежат зачислению в компенсационный
фонд СРО (ч. 9).
3 — 5. Как говорилось выше, о такой мере дисциплинарного воздействия, которую
СРО аудиторов, согласно п. 4 ч. 1 комментируемой статьи, вправе применять в отношении
133своих членов, как приостановление членства аудиторской организации, аудитора в СРО
аудиторов, в Законе о СРО не говорится. С учетом этого в ч. ч. 3 — 5 комментируемой
статьи регламентировано применение данной меры дисциплинарного воздействия.
Части 3 и 4 комментируемой статьи определяют содержание приостановления
членства в СРО аудиторов соответственно для аудиторов и аудиторских организаций,
индивидуальных аудиторов.
Так, аудитор, в отношении которого принято решение о приостановлении его
членства в СРО аудиторов, согласно ч. 3 комментируемой статьи, в течение всего срока
действия такого решения не вправе:
1) участвовать в осуществлении аудиторской деятельности;
2) давать рекомендации, подтверждающие безупречную деловую
(профессиональную) репутацию лицам, желающим вступить в члены СРО аудиторов;
3) участвовать в работе выборных и специализированных органов СРО аудиторов.
Аудиторская организация, индивидуальный аудитор, в отношении которых принято
решение о приостановлении их членства в СРО аудиторов, в соответствии с ч. 4
комментируемой статьи в течение всего срока действия такого решения не вправе:
1) заключать договоры оказания аудиторских услуг;
2) вносить влекущие увеличение обязательств аудиторской организации,
индивидуального аудитора изменения в договоры оказания аудиторских услуг,
заключенные до принятия СРО аудиторов указанного решения.
Следует подчеркнуть, что в п. п. 1 и 2 ч. 4 статьи речь идет о запрете только
заключать договоры или вносить изменения в ранее заключенные договоры оказания
аудиторских услуг, т.е. исполнения ранее заключенных договоров данные запреты не
касаются. В отношении же аудитора в п. 1 ч. 3 статьи говорится в целом о запрете участия
в осуществлении аудиторской деятельности, т.е. аудитор не может продолжать
участвовать в исполнении договора оказания аудиторских услуг, заключенного
аудиторской организацией — его работодателем до принятия решения о приостановлении
членства аудитора в СРО аудиторов.
В части 5 комментируемой статьи установлено, что не менее чем за 7 рабочих дней
до истечения срока, на который приостановлено членство аудиторской организации,
аудитора в СРО аудиторов, СРО аудиторов обязана принять одно из решений: либо
решение о восстановлении членства аудиторской организации, аудитора в СРО аудиторов,
либо решение об их исключении из членов СРО аудиторов. Представляется очевидным,
что в случаях нарушения аудиторской организацией, аудитором установленных в ч. ч. 3
или 4 данной статьи запретов должно следовать решение об их исключении из членов
СРО аудиторов.
6. Часть 6 комментируемой статьи предусматривает исчерпывающий перечень мер
дисциплинарного воздействия, которые может применить уполномоченный федеральный
орган, т.е. Минфин России, в отношении аудиторской организации, допустившей
нарушение требований комментируемого Закона, ФСАД, правил независимости
аудиторов и аудиторских организаций, КПЭА:
1) вынесение предписания, обязывающего аудиторскую организацию устранить
выявленные по результатам внешней проверки качества ее работы нарушения и
устанавливающего сроки устранения таких нарушений;
2) вынесение предупреждения в письменной форме о недопустимости нарушения
требований комментируемого Закона, ФСАД, правил независимости аудиторов и
аудиторских организаций, КПЭА;
3) направление СРО аудиторов, членом которой является аудиторская организация,
обязательного для исполнения предписания о приостановлении членства аудиторской
организации в СРО аудиторов;
1344) направление СРО аудиторов, членом которой является аудиторская организация,
обязательного для исполнения предписания об исключении аудиторской организации из
СРО аудиторов.
Как представляется, в ч. 6 комментируемой статьи речь идет о мерах
дисциплинарного воздействия, применяемых уполномоченным федеральным органом по
результатам осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских
организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности
организаций, указанных в ч. 4 ст. 5 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 10).
Видимо, именно поэтому в ч. 6 комментируемой статьи указано на возможность
применения мер дисциплинарного воздействия только к аудиторским организациям.
Следует отметить, что в Законе о СРО ни о чем подобном тому, что закреплено в ч. 6
комментируемой статьи, не говорится. Более того, в положениях п. п. 3 и 4 данной статьи
видится рассогласованность с приведенным выше (см. комментарий к ст. 15 Закона)
положением п. 3 ч. 4 ст. 22 Закона о СРО, запрещающим уполномоченному федеральному
органу исполнительной власти требовать принятия органами управления СРО решений в
отношении члена или членов СРО. Как бы то ни было, но в отношении положений п. п. 3
и 4 комментируемой статьи следует иметь в виду, что неисполнение и (или) несоблюдение
сроков исполнения СРО аудиторов предусмотренных данным Законом обязательных для
исполнения предписаний уполномоченного федерального органа, согласно п. 3 ч. 6 ст. 21
комментируемого Закона, является основанием для обращения уполномоченного
федерального органа в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о
некоммерческой организации из госреестра СРО аудиторов.