Статья 21. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов
[Закон «Об аудиторской деятельности»] [Статья 21]
1. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов осуществляется уполномоченным федеральным органом в установленном им порядке.
2. Для внесения сведений о некоммерческой организации, соответствующей установленным статьей 17 настоящего Федерального закона требованиям, в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов некоммерческая организация подает в уполномоченный федеральный орган заявление, а также представляет следующие документы:
1) копию свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации;
2) копию устава некоммерческой организации;
3) перечень членов некоммерческой организации — физических лиц, соответствующих требованиям к членству в саморегулируемой организации аудиторов;
4) перечень членов некоммерческой организации — коммерческих организаций, соответствующих требованиям к членству в саморегулируемой организации аудиторов;
5) заверенные некоммерческой организацией копии документов, подтверждающих государственную регистрацию ее членов — юридических лиц;
6) копию утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов саморегулируемой организации аудиторов;
7) копию решения (решений) некоммерческой организации об утверждении стандартов аудиторской деятельности саморегулируемой организации аудиторов и копии таких стандартов (при наличии);
8) копию решения некоммерческой организации о принятии одобренного советом по аудиторской деятельности кодекса профессиональной этики аудиторов и копию такого кодекса;
9) копии документов, подтверждающих создание некоммерческой организацией специализированных органов, предусмотренных Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», копии положений о таких органах и копии документов о составе участвующих в их работе лиц;
10) заверенные некоммерческой организацией копии документов, подтверждающих наличие компенсационного фонда (компенсационных фондов), создание которого (которых) предусмотрено настоящим Федеральным законом;
11) копию решения некоммерческой организации о принятии одобренных советом по аудиторской деятельности правил независимости аудиторов и аудиторских организаций и копию этих правил.
2.1. В случае, если документы, указанные в пунктах 1 и 5 части 2 настоящей статьи, не представлены заявителем, по межведомственному запросу уполномоченного федерального органа федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, предоставляет сведения о государственной регистрации некоммерческой организации и ее членов — юридических лиц.
3. Уполномоченный федеральный орган в течение 40 рабочих дней со дня, следующего за днем получения указанных в части 2 настоящей статьи документов, рассматривает и проверяет сведения о некоммерческой организации. Не позднее пяти рабочих дней после дня окончания рассмотрения и проверки документов, указанных в части 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган вносит сведения о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов или принимает решение об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов.
4. Основанием для принятия решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов является:
1) несоответствие некоммерческой организации требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом;
2) представление некоммерческой организацией документов, не соответствующих установленным настоящим Федеральным законом требованиям;
3) непредставление предусмотренных частью 2 настоящей статьи документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 5 части 2 настоящей статьи;
4) представление некоммерческой организацией документов, содержащих недостоверную информацию;
5) исключение из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов по основаниям, предусмотренным пунктами 3 — 6 части 5 настоящей статьи, при условии, что с момента исключения прошло менее одного года.
5. Основанием для исключения уполномоченным федеральным органом сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов является:
1) заявление саморегулируемой организации аудиторов об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов;
2) ликвидация или реорганизация некоммерческой организации;
3) выявление недостоверных сведений в документах, представленных некоммерческой организацией в соответствии с частью 2 настоящей статьи;
4) отказ саморегулируемой организации аудиторов от участия в установленном порядке в создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
5) неоднократное невыполнение саморегулируемой организацией аудиторов в течение одного календарного года требований настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов о ведении реестра аудиторов и аудиторских организаций, в том числе требования о передаче соответствующей информации в уполномоченный федеральный орган для ведения контрольного экземпляра такого реестра;
6) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов.
6. Основанием для обращения уполномоченного федерального органа в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов является:
1) выявление по результатам проверки несоответствия саморегулируемой организации аудиторов требованиям, предусмотренным частью 3 статьи 17 настоящего Федерального закона;
2) выявление по результатам проверки саморегулируемой организации аудиторов, проведенной уполномоченным федеральным органом, несоответствия деятельности саморегулируемой организации аудиторов требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих аудиторскую деятельность;
3) неисполнение и (или) несоблюдение сроков исполнения саморегулируемой организацией аудиторов предусмотренных настоящим Федеральным законом обязательных для исполнения предписаний уполномоченного федерального органа.
7. Со дня принятия судом к производству заявления уполномоченного федерального органа об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов до дня вступления в законную силу решения суда саморегулируемая организация аудиторов не вправе принимать аудиторские организации, аудиторов в свои члены.
8. В случае, предусмотренном частью 7 настоящей статьи, либо в случае исключения сведений о саморегулируемой организации аудиторов из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов аудиторские организации, аудиторы, являющиеся членами такой саморегулируемой организации, вправе вступать в члены иной саморегулируемой организации аудиторов.
9. В течение 60 рабочих дней со дня, следующего за днем исключения сведений о саморегулируемой организации аудиторов из государственного реестра саморегулируемых организаций аудиторов, аудиторские организации, аудиторы, являвшиеся членами этой саморегулируемой организации и не вступившие в члены иной саморегулируемой организации аудиторов, осуществляют аудиторскую деятельность в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, при этом аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе заключать договоры оказания аудиторских услуг.
10. По истечении срока, установленного частью 9 настоящей статьи, сведения об аудиторских организациях, аудиторах, не вступивших в члены иной саморегулируемой организации аудиторов, исключаются уполномоченным федеральным органом из контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций.
11. В случае, если в течение срока, предусмотренного частью 7 настоящей статьи, все члены саморегулируемой организации прекратили членство в ней, по обращению уполномоченного федерального органа судом принимается решение о ликвидации такой саморегулируемой организации аудиторов и назначении ликвидатора или ликвидационной комиссии.
12. Предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре саморегулируемых организаций аудиторов, осуществляется уполномоченным федеральным органом без взимания платы.
Статья 21. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций
аудиторов
Комментарий к статье 21
1. В комментируемой статье регламентировано ведение государственного реестра
саморегулируемых организаций аудиторов (госреестр СРО аудиторов). Как говорилось
выше (см. комментарий к ст. 19 Закона), в качестве «предшественника» такого реестра
можно рассматривать госреестр АПАО, ведение которого устанавливалось в п. 2 ст. 18
Закона 2001 г. об аудите (так же, как и само АПАО можно рассматривать в качестве
«предшественника» СРО аудиторов). Вопросы ведения госреестра АПАО регулировались
Временным положением о порядке аккредитации профессиональных аудиторских
объединений при Министерстве финансов Российской Федерации, утв. Приказом
Минфина России от 29 апреля 2002 г. N 38н (о данном документе см. комментарий к ст. 17
Закона). В то же время в условиях действия комментируемого Закона ведение госреестра
СРО аудиторов приобрело принципиально новое значение. Если ранее факт включения
АПАО в госреестр АПАО имел по большей части лишь информационное значение, то
теперь только с даты включения некоммерческой организации в госреестр СРО аудиторов
данная организация, согласно ч. 2 ст. 17 комментируемого Закона, приобретает статус
СРО аудиторов.
Необходимость ведения СРО аудиторов закреплена на основании более общих норм
Закона о СРО. Согласно положениям ч. ч. 1 и 2 ст. 20 названного Закона (в ред.
Федерального закона от 28 апреля 2009 г. N 62-ФЗ <1>): ведение госреестра СРО
осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом
исполнительной власти в случае, если не определен уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за
деятельностью СРО в установленной сфере деятельности (ч. 1); в случае если определен
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции
по контролю (надзору) за деятельностью СРО в установленной сфере деятельности,
135ведение госреестра СРО в соответствующей сфере деятельности осуществляется этим
уполномоченным федеральным органом (ч. 2). ———————————
<1> РГ. 2009. 5 мая. N 78.
С учетом данных положений, исходя из того, что функции по осуществлению
государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО аудиторов, согласно ч. 1 ст.
22 комментируемого Закона, возложены на уполномоченный федеральный орган, в ч. 1
комментируемой статьи установлено, что ведение госреестра СРО аудиторов
осуществляется уполномоченным федеральным органом, т.е. Минфином России.
Соответствующая функция уполномоченного федерального органа закреплена также в п.
3 ч. 2 ст. 15 комментируемого Закона (см. комментарий к указанной статье).
Необходимо иметь в виду, что в ст. 20 Закона о СРО содержится ряд общих норм о
порядке ведения госреестра СРО, которые, поскольку комментируемой статьей не
установлено иное, имеют прямое действие в отношении порядка ведения СРО аудиторов.
Так, в норме ч. 4 ст. 20 Закона о СРО определены требования к форме
документирования информации, связанной с ведением госреестра СРО: реестр должен
вестись одновременно на бумажных и на электронных носителях. При этом для случаев
несоответствия между записями на бумажных носителях и записями на электронных
носителях установлен традиционный приоритет записей на бумажных носителях.
В отношении ведения госреестра СРО на электронных носителях норма ч. 5
указанной статьи устанавливает, что должны учитываться единые организационные,
методологические и программно-технические принципы, обеспечивающие совместимость
и взаимодействие этого реестра с иными федеральными информационными системами и
сетями. Данные требования предопределены тем, что госреестр СРО представляет собой
федеральный информационный ресурс, содержание понятия которого следует из нормы ч.
9 ст. 14 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите
информации» — информация, содержащаяся в государственных информационных
системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и
документы являются государственными информационными ресурсами. Понятие
«информационная система» определено в п. 3 ст. 2 названного Закона — это совокупность
содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий и технических средств. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 13 названного
Закона федеральные информационные системы создаются на основании федеральных
законов, правовых актов федеральных государственных органов.
В части 6 ст. 20 Закона о СРО установлено, что сведения, содержащиеся в госреестре
СРО, являются открытыми и общедоступными. Это означает, что уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет ведение госреестра
СРО, обязан предоставлять сведения из данного реестра любому органу, а также любому
физическому или юридическому лицу, обратившемуся за их получением. Правовой режим
общедоступной информации определен в ст. 7 Федерального закона «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации» (см. комментарий к ст. 16
Закона).
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона о СРО порядок ведения госреестра СРО
устанавливает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной
власти. Однако данное положение приведено в редакции Федерального закона от 23 июля
2008 г. N 160-ФЗ <1>. До внесения же изменений этим Законом (изменения вступили в
силу с 1 января 2009 г.) предусматривалось, что порядок ведения госреестра СРО
устанавливает непосредственно Правительство РФ. На основании данной нормы
Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724 «Об утверждении
порядка ведения государственного реестра саморегулируемых организаций» утверждены
Правила ведения государственного реестра саморегулируемых организаций <2>. Как
136говорилось выше (см. комментарии к ст. 19 Закона), Временное положение о ведении
государственных реестров в области организации аудиторской деятельности, утв.
Приказом Минфина России от 28 июня 2002 г. N 64н, в условиях действия
комментируемого Закона применению не подлежит. ———————————
<1> СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. I). Ст. 3616.
<2> СЗ РФ. 2008. N 40. Ст. 4543.
Однако следует учитывать, что Постановление Правительства РФ от 29 сентября
2008 г. N 724 основано на нормах ст. ст. 20 и 21 Закона о СРО, в то время как в нормах
комментируемой статьи предусмотрено несколько иное регулирование, о чем подробнее
сказано ниже. Соответственно, следует ожидать издания Минфином России нормативного
правового акта, определяющего порядок ведения госреестра СРО аудиторов, хотя это
комментируемая статья прямо не предусматривает (в отличие от ст. 19 комментируемого
Закона, согласно ч. 3 которой порядок ведения реестра аудиторов и аудиторских
организаций и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций, а
также перечень включаемых в них сведений устанавливаются уполномоченным
федеральным органом).
Согласно ч. 7 ст. 20 Закона о СРО размер платы за внесение сведений в госреестр
СРО и предоставление содержащихся в этом реестре сведений устанавливается
Правительством РФ. Соответственно, тем же Постановлением Правительства РФ от 29
сентября 2008 г. N 724 установлено, что за внесение сведений в госреестр СРО взимается
плата в размере 1000 руб. и за предоставление сведений, содержащихся в госреестре СРО,
взимается плата в размере 100 руб. для физических лиц и в размере 300 руб. для
юридических лиц.
Следует также отметить, что в п. 2 ч. 7 ст. 17 комментируемого Закона закреплена
обязанность СРО аудиторов сообщать в уполномоченный федеральный орган об
изменениях в сведениях о СРО аудиторов для внесения в госреестр СРО аудиторов не
позднее 7 рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения указанных изменений.
2. В части 2 комментируемой статьи установлено, что для внесения сведений о
некоммерческой организации в госреестр СРО аудиторов некоммерческая организация
подает в уполномоченный федеральный орган заявление, а также представляет документы
по исчерпывающему перечню, определенному непосредственно в данной норме.
Положения ч. 2 комментируемой статьи основаны на более общих положениях ч. 8
ст. 20 Закона о СРО (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ), согласно
которым сведения о некоммерческой организации вносятся в госреестр СРО после
представления некоммерческой организацией в уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти заявления и следующих документов:
1) копии свидетельства о государственной регистрации некоммерческой
организации;
2) копии устава некоммерческой организации;
3) заверенных некоммерческой организацией копий документов, подтверждающих
государственную регистрацию ее членов — юридических лиц;
4) заверенных некоммерческой организацией копий свидетельств о государственной
регистрации ее членов — индивидуальных предпринимателей;
5) перечня членов некоммерческой организации с указанием вида (видов)
осуществляемой ими предпринимательской или профессиональной деятельности,
являющейся предметом саморегулирования для СРО;
6) документов, подтверждающих наличие у некоммерческой организации
предусмотренных названным Законом способов обеспечения ответственности членов
некоммерческой организации перед потребителями произведенных товаров (работ, услуг)
и иными лицами;
1377) копии документов, подтверждающих создание некоммерческой организацией
специализированных органов, предусмотренных ч. 4 ст. 3 названного Закона, копии
положений о таких органах и копии документов о составе участвующих в их работе лиц;
8) копии предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 3 названного Закона стандартов и правил
СРО;
9) иных документов, необходимость представления которых для приобретения
статуса СРО предусмотрена другими федеральными законами.
В рамках реализации последнего из указанных положений в ч. 2 комментируемой
статьи установлено, что подлежат представлению: копия утвержденных правил
осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО аудиторов (п. 6); копия
решения некоммерческой организации о принятии одобренного СпАД КПЭА и копия
такого кодекса (п. 8). В рамках реализации п. 6 ч. 8 ст. 20 Закона о СРО в п. 10 ч. 2
комментируемой статьи установлено, что подлежат представлению заверенные
некоммерческой организацией копии документов, подтверждающих наличие
компенсационного фонда (компенсационных фондов), создание которого (которых)
предусмотрено комментируемым Законом.
Наряду с этим в ч. 2 комментируемой статьи содержится одно существенное отличие
от ч. 8 ст. 20 Закона о СРО: если в соответствии с п. 8 ч. 8 ст. 20 Закона о СРО
представление копий стандартов и правил СРО является обязательным, то согласно п. 7 ч.
2 комментируемой статьи копия решения (решений) некоммерческой организации об
утверждении стандартов СРО аудиторов и копия таких стандартов представляются только
при их наличии.
3. Часть 3 комментируемой статьи предоставляет уполномоченному федеральному
органу возможность в течение 40 рабочих дней со дня, следующего за днем получения
указанных в ч. 2 данной статьи документов, рассматривать и проверять сведения о
некоммерческой организации. О понятии рабочих дней см. комментарий к ст. 17 Закона.
Не позднее пяти рабочих дней после дня окончания рассмотрения и проверки этих
документов уполномоченный федеральный орган в соответствии с ч. 3 комментируемой
статьи обязан либо внести сведения о некоммерческой организации в госреестр СРО
аудиторов, либо принять решение об отказе во внесении сведений о некоммерческой
организации в госреестр СРО аудиторов.
Таким образом, общий срок для внесения сведений о некоммерческой организации в
госреестр СРО аудиторов или для принятия решения об отказе во внесении сведений о
некоммерческой организации в госреестр СРО аудиторов составляет 45 рабочих дней со
дня предоставления уполномоченному федеральному органу необходимых документов.
Это правило существенно отличается от общего правила ч. 9 ст. 20 Закона о СРО,
устанавливающего, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти
вносит сведения о некоммерческой организации в госреестр СРО или принимает решение
об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в госреестр СРО в течение
7 рабочих дней со дня представления необходимых документов.
4. В части 4 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень оснований
для принятия решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в
госреестр СРО аудиторов. Этот перечень основан на общей норме ч. 10 ст. 20 Закона о
СРО (в ред. Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ), согласно которой
основаниями для принятия решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой
организации в госреестр СРО являются несоответствие некоммерческой организации
требованиям, предусмотренным ч. 3 ст. 3 названного Закона или другими федеральными
законами к количеству членов СРО и (или) размеру компенсационного фонда СРО,
представление некоммерческой организацией документов, не соответствующих
установленному в ст. 20 названного Закона перечню, непредставление всех
установленных ч. 8 ст. 20 названного Закона документов, а также в случае, указанном в ч.
6 ст. 22 названного Закона.
138В отношении предусмотренных в ч. 4 комментируемой статьи оснований для
принятия решения об отказе во внесении сведений о некоммерческой организации в
госреестр СРО аудиторов необходимо отметить следующее.
Несоответствие некоммерческой организации требованиям, предусмотренным
частью 3 ст. 17 комментируемого Закона (п. 1).
С учетом приведенной выше нормы ч. 10 ст. 20 Закона о СРО речь идет о том, что: 1)
в составе некоммерческой организации менее 700 членов — физических лиц или менее 500
членов — коммерческих организаций, соответствующих установленным комментируемым
Законом требованиям к членству в СРО аудиторов, т.е. имеет место несоответствие
некоммерческой организации требованию п. 1 ч. 3 ст. 17 данного Закона; 2) у
некоммерческой организации отсутствует компенсационный фонд (компенсационные
фонды) либо размер компенсационного фонда (компенсационных фондов) менее
установленного, т.е. имеет место несоответствие некоммерческой организации
требованию п. 3 ч. 3 ст. 17 комментируемого Закона.
Рассматриваемое основание для принятия решения об отказе во внесении сведений в
госреестр СРО аудиторов будет иметь место и при несоответствии некоммерческой
организации требованиям п. 2 ч. 3 ст. 17 комментируемого Закона, т.е. при отсутствии
утвержденных правил осуществления внешнего контроля качества работы членов СРО
аудиторов и принятого КПЭА, но в этом случае одновременно возникает
предусмотренное п. 3 ч. 4 комментируемой статьи основание для принятия такого
решения.
Представление некоммерческой организацией документов, не соответствующих
установленным комментируемым Законом требованиям (п. 2).
Данное основание для принятия решения об отказе во внесении сведений в госреестр
СРО аудиторов будет иметь место в случае представления, например: копии не
прошедших процедуру утверждения правил осуществления внешнего контроля качества
работы членов СРО аудиторов; не заверенных копий документов, подтверждающих
государственную регистрацию членов — юридических лиц; копии принятого КПЭА,
который не был одобрен СпАД. Следует отметить, что норма ч. 10 ст. 20 Закона о СРО
специально не выделяет такого основания для принятия решения об отказе во внесении
сведений в госреестр СРО, в этой норме такое основание охватывается более общим —
непредставление всех установленных документов.
Непредставление предусмотренных частью 2 комментируемой статьи документов
(п. 3).
В отношении данного основания для принятия решения об отказе во внесении
сведений в госреестр СРО аудиторов следует отметить, что комментируемая статья не
предусматривает процедуру дополнительного представления некоммерческой
организацией документов, необходимых для внесения сведений о ней в госреестр СРО
аудиторов. Не предусмотрена такая процедура ни в более общих нормах ст. 20 Закона о
СРО, определяющих порядок ведения госреестра СРО, ни в упомянутых выше Правилах
ведения государственного реестра саморегулируемых организаций, утв. Постановлением
Правительства РФ от 29 сентября 2008 г. N 724.
Представление некоммерческой организацией документов, содержащих
недостоверную информацию (п. 4).
Необходимо обратить внимание на то, что данное основание для принятия решения
об отказе во внесении сведений в госреестр СРО аудиторов будет иметь место вне
зависимости от того, было известно некоммерческой организации о недостоверности
информации, содержащейся в представленных ею документах, или нет. Иначе говоря, не
имеет значения, имело место представление заведомо ложной информации или нет.
Аналогично сказанному в отношении п. 2 ч. 4 комментируемой статьи следует также
отметить, что норма ч. 10 ст. 20 Закона о СРО специально не выделяет такого основания
для принятия решения об отказе во внесении сведений в госреестр СРО, в этой норме
139такое основание охватывается более общим — непредставление всех установленных
документов.
Исключение из госреестра СРО аудиторов по основаниям, предусмотренным
пунктами 3 — 6 ч. 5 комментируемой статьи, при условии, что с момента исключения
прошло менее одного года (п. 5).
Речь идет о случаях исключения из госреестра СРО аудиторов по всем иным
предусмотренным в ч. 5 комментируемой статьи основаниям, нежели по заявлению СРО
аудиторов, при ликвидации или реорганизации некоммерческой организации.
Рассматриваемое основание для принятия решения об отказе во внесении сведений в
госреестр СРО аудиторов соответствует приведенному выше положению ч. 10 ст. 20
Закона о СРО, согласно которому решение об отказе во внесении сведений о
некоммерческой организации в госреестр СРО следует в случае, указанном в ч. 6 ст. 22
названного Закона. В части 6 ст. 22 Закона о СРО установлено, что в случае принятия
судом решения об исключении сведений о некоммерческой организации из госреестра
СРО на основании несоответствия СРО или ее деятельности требованиям названного
Закона, других федеральных законов соответствующая некоммерческая организация,
имевшая статус СРО, не вправе повторно обращаться с заявлением о внесении сведений о
ней в госреестр СРО в течение одного года со дня вступления в законную силу решения
об исключении сведений о некоммерческой организации из госреестра СРО.
В то же время п. 5 ч. 4 комментируемой статьи расширяет по сравнению с Законом о
СРО перечень случаев для принятия решения об отказе во внесении сведений в госреестр
СРО аудиторов за счет случаев предшествующего исключения из госреестра СРО
аудиторов по основаниям, предусмотренным п. п. 3, 4 и 5 ч. 5 комментируемой статьи. В
свою очередь, предусмотренные п. п. 3, 4 и 5 ч. 5 комментируемой статьи основания
исключения из госреестра СРО аудиторов представляют собой расширение
предусмотренного в ч. 1 ст. 21 Закона о СРО перечня оснований исключения из
госреестра СРО, о чем подробнее сказано ниже.
При определении момента исключения из госреестра СРО аудиторов подлежит
применению общая норма ч. 3 ст. 21 Закона о СРО, согласно которой некоммерческая
организация считается исключенной из госреестра СРО и прекратившей деятельность в
качестве СРО со дня представления заявления об исключении сведений о некоммерческой
организации из госреестра СРО в уполномоченный федеральный орган исполнительной
власти либо с даты вступления в законную силу решения суда об исключении сведений о
некоммерческой организации из госреестра СРО, либо с даты ликвидации или
реорганизации некоммерческой организации.
Следует также иметь в виду, что в ч. 11 ст. 20 Закона о СРО предусмотрено право
некоммерческой организации, в отношении которой соответствующим уполномоченным
федеральным органом исполнительной власти принято решение об отказе во внесении
сведений о некоммерческой организации в госреестр СРО, обжаловать данное решение в
судебном порядке (точнее было бы говорить об оспаривании, а не об обжаловании
решения). При этом подлежит применению общий порядок, установленный для
оспаривания в суде ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия)
государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных
лиц (см. комментарий к ст. 22 Закона).
5. Часть 5 комментируемой статьи определяет исчерпывающий перечень оснований
для исключения уполномоченным федеральным органом сведений о некоммерческой
организации из госреестра СРО аудиторов.
В связи с этим необходимо отметить, что в соответствии с общими положениями ч. 1
ст. 21 Закона о СРО основаниями для исключения сведений о некоммерческой
организации из госреестра СРО уполномоченным федеральным органом исполнительной
власти являются:
1) заявление СРО об исключении сведений о ней из госреестра СРО;
1402) ликвидация или реорганизация некоммерческой организации;
3) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о
некоммерческой организации из госреестра СРО на основании ее несоответствия
требованиям названного Закона, других федеральных законов.
При этом в ч. 2 ст. 21 Закона о СРО установлено, что исключение сведений о
некоммерческой организации из госреестра СРО по иным основаниям, кроме указанных в
ч. 1 данной статьи оснований, не допускается. Тем не менее перечень оснований для
исключения сведений о некоммерческой организации из госреестра СРО аудиторов в ч. 5
комментируемой статьи расширен, о чем упоминалось выше. В отношении конкретных
позиций данного перечня необходимо отметить следующее.
Заявление СРО аудиторов об исключении сведений о ней из госреестра СРО
аудиторов (п. 1).
Исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра
СРО аудиторов по данному основанию представляет собой утрату некоммерческой
организацией своего статуса в качестве СРО аудиторов исключительно в добровольном
порядке, по решению ее органов управления. В соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 16 Закона о
СРО принятие решения о добровольном исключении сведений о СРО из государственного
реестра СРО относится к вопросам исключительной компетенции общего собрания
членов СРО — высшего органа управления СРО.
Согласно приведенной выше общей норме ч. 3 ст. 21 Закона о СРО некоммерческая
организация считается исключенной из госреестра СРО и прекратившей деятельность в
качестве СРО со дня представления заявления об исключении сведений о некоммерческой
организации из госреестра СРО в уполномоченный федеральный орган исполнительной
власти.
Ликвидация или реорганизация некоммерческой организации (п. 2).
Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 18 Закона), в п. 1 ст. 61 части первой ГК
РФ определено, что ликвидация юридического лица влечет за собой его прекращение без
перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Реорганизацией
юридического лица, согласно общетеоретическому положению, является прекращение его
деятельности с переходом прав и обязанностей реорганизованного лица в зависимости от
формы реорганизации к другому юридическому лицу или вновь возникшему
юридическому лицу (вновь возникшим юридическим лицам). Норма п. 2 ст. 16
Федерального закона «О некоммерческих организациях», основанная на общей норме п. 1
ст. 57 части первой ГК РФ, предусматривает пять возможных форм реорганизации
некоммерческой организации — слияние, присоединение, разделение, выделение и
преобразование.
Поскольку как при ликвидации, так и при реорганизации некоммерческой
организации, являющейся СРО аудиторов, данное юридическое лицо перестает
существовать (с правопреемством при реорганизации и без такового при ликвидации), в
этих случаях утрачивается и статус СРО аудиторов данной некоммерческой организации.
Статья 61 части первой ГК РФ и ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих
организациях» различают добровольную и принудительную ликвидацию юридического
лица, а ст. 57 части первой ГК РФ — добровольную и принудительную реорганизацию
юридического лица. С учетом этого предусмотренное в п. 2 ч. 5 комментируемой статьи
основание для исключения сведений о некоммерческой организации из госреестра СРО
аудиторов можно рассматривать как добровольную утрату статуса СРО аудиторов при
реорганизации или ликвидации некоммерческой организации в добровольном порядке и
как принудительную — при реорганизации или ликвидации некоммерческой организации в
принудительном (судебном) порядке, в качестве санкции за допущенные данной
некоммерческой организацией нарушения требований законодательства РФ. Следует
отметить, что, согласно п. 9 ч. 3 ст. 16 Закона о СРО, принятие решения о реорганизации
141или ликвидации некоммерческой организации относится к вопросам исключительной
компетенции общего собрания членов СРО — высшего органа управления СРО.
Согласно приведенной выше общей норме ч. 3 ст. 21 Закона о СРО некоммерческая
организация считается исключенной из госреестра СРО и прекратившей деятельность в
качестве СРО с даты ликвидации или реорганизации некоммерческой организации.
Выявление недостоверных сведений в документах, представленных некоммерческой
организацией в соответствии с ч. 2 комментируемой статьи (п. 3). Отказ СРО
аудиторов от участия в установленном порядке в создании, включая финансирование, и
деятельности ЕАК (п. 4). Неоднократное невыполнение СРО аудиторов в течение одного
календарного года требований комментируемого Закона и принятых в соответствии с
ним нормативных правовых актов о ведении реестра аудиторов и аудиторских
организаций, в том числе требования о передаче соответствующей информации в
уполномоченный федеральный орган для ведения контрольного экземпляра такого
реестра (п. 5).
Как упоминалось выше, данные основания для исключения уполномоченным
федеральным органом сведений о некоммерческой организации из госреестра СРО
аудиторов в ч. 1 ст. 21 Закона о СРО не предусмотрены. Более того, ч. 2 указанной статьи
запрещает исключать сведения о некоммерческой организации из госреестра СРО по
иным основаниям, нежели предусмотренные в ч. 1 этой статьи.
Изложенное не дает понять логику, исходя из которой федеральный законодатель
закрепил положения п. п. 3 — 5 ч. 5 комментируемой статьи. Целесообразность
закрепления этих положений становится еще более непонятной, если учесть близость
процедуры исключения сведений о некоммерческой организации из госреестра СРО с
процедурой ликвидации: в первом случае прекращаются права и обязанности СРО, во
втором — права и обязанности в целом юридического лица. В соответствии с п. 2 ст. 61
части первой ГК РФ (в ред. Федерального закона от 10 января 2006 г. N 18-ФЗ <1>)
юридическое лицо может быть ликвидировано в принудительном порядке, в том числе в
случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения
носят неустранимый характер, или в случае осуществления деятельности неоднократными
или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, — только по решению суда. ———————————
<1> СЗ РФ. 2006. N 3. Ст. 282.
Не видится логики и с позиции аналогии с положениями ст. 13 Федерального закона
«О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федерального закона от 2
июля 2005 г. N 80-ФЗ <1>), согласно которым действие лицензии в иных случаях, нежели
поступление заявления лицензиата, ликвидация или реорганизация юридического лица,
прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального
предпринимателя, прекращается только на основании вступившего в законную силу
решения суда об аннулировании лицензии. ———————————
<1> СЗ РФ. 2005. N 27. Ст. 2719.
В то же время в положениях п. п. 3 — 5 ч. 5 комментируемой статьи можно увидеть
схожесть с нормами Федеральных законов «О банках и банковской деятельности»
(наименование в ред. Федерального закона от 3 февраля 1996 г. N 17-ФЗ) и «О
Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», наделяющими Банк России
правом самостоятельно отзывать в установленных случаях у кредитной организации
лицензию на осуществление банковских операций. В связи с этим уместно упомянуть,
что, согласно правовой позиции, изложенной в Определении КС России от 5 ноября 1999
г. N 182-О <1>, право на отзыв лицензии является одним из закрепленных Федеральным
законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» полномочий
142Банка России, через которое реализуется его надзорная деятельность и достигаются цели,
установленные названным Законом в соответствии с ч. 2 ст. 75 Конституции РФ. ———————————
<1> СЗ РФ. 1999. N 52. Ст. 6460.
На право уполномоченного федерального органа вынести решение об исключении
сведений о некоммерческой организации из госреестра СРО аудиторов по основаниям,
предусмотренным п. п. 3 — 5 ч. 5 комментируемой статьи, указано в п. 3 ч. 8 ст. 22
комментируемого Закона. Следует обратить внимание на то, что в этом положении
говорится о праве уполномоченного федерального органа вынести такое решение по
результатам проверки.
Вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о
некоммерческой организации из госреестра СРО аудиторов (п. 6).
Прежде всего следует обратить внимание на то, что в отличие от приведенного выше
общего положения п. 3 ч. 1 ст. 21 Закона о СРО в п. 6 ч. 5 комментируемой статьи не
говорится об исключении сведений о некоммерческой организации из госреестра СРО
аудиторов по решению суда только на основании ее несоответствия требованиям
названного Закона, других федеральных законов. Эта особенность учитывает, что
перечень оснований для обращения уполномоченного федерального органа в
арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации
из госреестра СРО аудиторов и, соответственно, перечень оснований для удовлетворения
такого заявления в ч. 6 комментируемой статьи определен шире, нежели в Законе о СРО, о
чем подробнее сказано ниже.
С учетом близости исключения сведений о некоммерческой организации из
государственного реестра СРО к ликвидации юридического лица, о чем говорилось выше,
представляется, что при рассмотрении судами дел об исключении сведений о
некоммерческой организации из государственного реестра СРО аудиторов применимы
правовые позиции, выраженные в Постановлении КС РФ от 18 июля 2003 г. N 14-П <1>.
Указанным Постановлением КС РФ признал положение п. 2 ст. 61 части первой ГК РФ,
согласно которому юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если
данное юридическое лицо осуществляет деятельность с неоднократными нарушениями
закона, не противоречащими Конституции РФ, поскольку по конституционно-правовому
смыслу данного положения предполагается, что предусмотренная им санкция —
ликвидация юридического лица — не может быть назначена по одному лишь формальному
основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в
соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть
соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими
последствиям. Как указал КС РФ, исходя из общеправовых принципов юридической
ответственности (в том числе наличия вины) и установленных ст. 55 (ч. 3) Конституции
РФ критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для
законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что
неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными,
чтобы позволить арбитражному суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку
характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных ими последствий, —
принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для
защиты прав и законных интересов других лиц. ———————————
<1> СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3102.
Кроме того, следует учитывать, что, как разъяснено п. 3 информационного письма
Президиума ВАС России от 13 августа 2004 г. N 84 «О некоторых вопросах применения
арбитражными судами ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации» <1>, при
рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими
143деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо
исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после
совершения нарушений деятельность юридического лица; юридическое лицо не может
быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер
или вредные последствия таких нарушений устранены. ———————————
<1> ВВАС РФ. 2004. N 10.
Согласно приведенной выше общей норме ч. 3 ст. 21 Закона о СРО некоммерческая
организация считается исключенной из госреестра СРО и прекратившей деятельность в
качестве СРО с даты вступления в законную силу решения суда об исключении сведений
о некоммерческой организации из госреестра СРО. Дата же вступления решения суда в
законную силу определяется по правилам ч. 1 ст. 180 АПК РФ: решение арбитражного
суда первой инстанции, кроме случаев, указанных в ч. ч. 2 и 3 данной статьи, вступает в
законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана
апелляционная жалоба; в случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не
отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления
арбитражного суда апелляционной инстанции.
6. В части 6 комментируемой статьи определен исчерпывающий перечень оснований
для обращения уполномоченного федерального органа в арбитражный суд с заявлением
об исключении сведений о некоммерческой организации из госреестра СРО аудиторов.
Этот перечень одновременно является и перечнем оснований, по которым арбитражным
судом может быть вынесено решение об исключении сведений о некоммерческой
организации из госреестра СРО аудиторов. На право уполномоченного федерального
органа обратиться в арбитражный суд с заявлением об исключении сведений о
некоммерческой организации из госреестра СРО аудиторов указано в п. 4 ч. 8 ст. 22
комментируемого Закона.
Следует отметить, что положения ч. 6 комментируемой статьи несколько отличаются
от более общей нормы ч. 5 ст. 22 Закона о СРО (здесь и далее в ред. Федерального закона
от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ), предусматривающей, что уполномоченный федеральный
орган исполнительной власти вправе обратиться в суд с требованием об исключении
сведений о некоммерческой организации из госреестра СРО в случае несоответствия СРО
требованиям, предусмотренным ч. 3 ст. 3 названного Закона, а также в случае нарушения
в течение года более двух раз иных требований названного Закона, требований других
федеральных законов в отношении СРО, если эти нарушения не устранены или носят
неустранимый характер. В отношении конкретных позиций предусмотренного в ч. 6
комментируемой статьи перечня необходимо отметить следующее.
Несоответствие СРО аудиторов требованиям, предусмотренным частью 3 ст. 17
комментируемого Закона (п. 1).
Речь идет о том, что: 1) либо в составе СРО аудиторов менее 700 членов —
физических лиц или менее 500 членов — коммерческих организаций, соответствующих
установленным комментируемым Законом требованиям к членству в СРО аудиторов, т.е.
имеет место несоответствие требованию п. 1 ч. 3 ст. 17 данного Закона; 2) либо размер
компенсационного фонда (компенсационных фондов) СРО аудиторов менее
установленного, т.е. имеет место несоответствие требованию п. 3 ч. 3 ст. 17
комментируемого Закона.
Следует подчеркнуть, что при этом говорится о выявлении таких несоответствий
только по результатам проверки, поскольку в п. 2 ч. 7 ст. 17 комментируемого Закона
установлена обязанность СРО аудиторов сообщать в уполномоченный федеральный орган
о возникшем несоответствии СРО аудиторов требованиям, установленным частью 3
указанной статьи, не позднее 7 рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения
несоответствия.
144При этом необходимо учитывать, что согласно общим положениям ч. 4 ст. 21 Закона
о СРО: СРО, не соответствующая требованиям ст. 3 названного Закона либо
установленным другими федеральными законами требованиям к количеству членов СРО
или размеру ее компенсационного фонда, обязана представить заявление о таком
несоответствии в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти; это
заявление в письменной форме представляется в уполномоченный федеральный орган
исполнительной власти с указание