Статья 22. Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц
[Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»] [Статья 22]
(в ред. Федерального закона от 02.07.2005 N 83-ФЗ)
1. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется регистрирующим органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица.
2. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
3. Документы, предусмотренные статьей 21 настоящего Федерального закона, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
4. Представление документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.
5. Государственная регистрация при ликвидации юридического лица осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 настоящего Федерального закона.
6. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 06.12.2011 N 26-П взаимосвязанные положения статьи 21.1 и пункта 7 статьи 22 признаны не противоречащими Конституции РФ.
7. Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
(п. 7 введен Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ)
8. Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
(п. 8 введен Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ)
9. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 241-ФЗ.
Комментарий к статье 22 Федерального закона от 8 августа 2011 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц
1. Положения настоящей статьи определяют ряд процессуальных аспектов ликвидации ЮЛ, устанавливая, в частности, применение общих норм и требований настоящего Закона в отношении ликвидационного процесса.
В качестве общего предписания п. 1 настоящей статьи предусматривает возможность обращения лишь в уполномоченный орган по месту нахождения ЮЛ. Причем местом нахождения ЮЛ всегда признается его юридический адрес, т.е. адрес, по которому данный субъект зарегистрирован на момент начала ликвидационной процедуры. Изменение юридического адреса в процессе ликвидации не допускается. При наличии обособленного подразделения его ликвидация в качестве самостоятельной процедуры не выделяется и документы по месту его нахождения не представляются. Таким образом, заявитель на государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица обязан обратиться в ту инспекцию ФНС РФ, под юрисдикцию которой подпадает территориальное расположение субъекта, причем такой орган не всегда совпадает с Инспекцией, в которой производилась постановка на налоговый учет юридического лица, как правило, данный вид деятельности является прерогативой Межрайонной Инспекции ФНС РФ по соответствующему региону.
2. Для представления документов на государственную регистрацию в связи с ликвидацией ЮЛ необходимым и обязательным условием выступает соблюдение установленных настоящим Законом сроков. Указанные сроки устанавливаются как применительно к деятельности заявителя, так и уполномоченного органа государственной власти в области ведения ЕГРЮЛ.
Настоящий Закон предусматривает возможность исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ в добровольном порядке лишь по истечении двухмесячного срока, который установлен в целях обеспечения возможности расчета по заявленным кредиторами долговым обязательствам. Однако сама правовая норма допускает возможность исключения юридического лица из реестра на основании решения учредителя лишь при отсутствии долгов на момент представления документов регистрирующему органу. В этой связи общий двухмесячный срок может быть изменен на практике применительно к конкретным обстоятельствам и условиям юридического лица. Положения настоящей статьи уточняют значение общего правового предписания, устанавливающего данный срок, поскольку определяют его в качестве минимально допустимого. Таким образом, документы на государственную регистрацию в связи с ликвидацией ЮЛ могут быть представлены не ранее, чем по прошествии двух месяцев с момента опубликования сообщения в Вестнике государственной регистрации. В случае, если в течение указанного периода не заявлено ни одно требование, то по его прошествии ЮЛ может быть ликвидировано. Если же кредиторские требования заявлены, то ликвидация ЮЛ становится возможной лишь после полного погашения всех заявленных требований, что в значительной мере увеличивает общий установленный законом период. В ряде случаев на практике отмечаются ситуации, в которых объем кредиторских требований настолько велик, что должником составляется список кредиторов с присвоением им персонального номера, определяющего порядок производства выплат. В подобных ситуациях общий срок измеряется не только в месяцах, но зачастую и в годах. Завершение ликвидационной процедуры по истечении двух месяцев с момента публикации в большинстве своем характерно лишь для тех ЮЛ, которые не вели активной деятельности в течение периода, предшествовавшего началу ликвидационной процедуры. Если же деятельность осуществлялась в полном объеме, то такой субъект, как правило, имеет не только дебиторскую, но и кредиторскую задолженность, в большинстве своем текущую, которая не позволит завершить ликвидационный процесс в кратчайшие сроки.
Поскольку заявление по форме Р16001 предполагает необходимость подтверждения соблюдения установленного порядка расчетов с кредиторами, то его представление в регистрирующий орган возможно лишь после истечения соответствующего срока.
В отдельных случаях на практике отмечается не полное соответствие требованиям п. 2 настоящей статьи. Так, ликвидатор, председатель ликвидационной комиссии направляет документы в регистрирующий орган за несколько дней до истечения установленного минимального срока с тем, чтобы уполномоченный орган выносил решение в установленные сроки уже по истечении срока для уведомления кредиторов. Как правило, такой период составляет один-два дня до завершения двухмесячного срока и допускается лишь в случае отсутствия долгов (как правило, ликвидатор имеет сведения о реальном состоянии расчетов еще на момент начала ликвидационного процесса).
3. Еще одной ключевой особенностью ликвидационного процесса выступает п. 3 настоящей статьи, предусматривающий необходимость представления документов о ликвидации, перечень которых определен ст. 21 настоящего Закона, лишь после завершения ликвидационного процесса. Указанный порядок обусловлен специфическим содержанием представляемых документов. Так, в частности, содержание заявления Р16001 в силу прямого предписания настоящего Закона должно отражать факт соблюдения ликвидатором, председателем ликвидационной комиссии порядка расчетов с кредиторами и погашения долговых обязательств. Таким образом, ни на каком другом этапе данное заявление представлено не может быть, поскольку подтверждением указанного факта выступает публикация информации о начале ликвидационного процесса в Вестнике государственной регистрации. Для опубликования указанной информации Закон предусматривает необходимость представления средству массовой информации копий свидетельств, выданных регистрирующим органом и подтверждающих факт начала ликвидационного процесса.
Ликвидационный баланс в самом общем виде представляет собой документ об имущественном и финансовом положении ЮЛ. Однако отличительной особенностью данного документа является то, что на момент его составления должна быть определена фактическая и юридическая судьба имущества ликвидируемого субъекта. С другой стороны, бухгалтерский баланс отражает не только активы, но также наличие кредиторской и дебиторской задолженности, и в этой связи при представлении его регистрирующему органу дебиторская задолженность должна быть списана, а кредиторская — погашена. Тем самым ликвидационный баланс также выступает в качестве подтверждения соблюдения порядка производства расчетов по заявленным требованиям кредиторов.
По общему правилу госпошлина уплачивается за совершение юридически значимых действий уполномоченным органом государственной власти или органами местного самоуправления. Поскольку в рамках ликвидационного процесса основным юридическим фактом, на наступление которого ориентирован весь процесс, является исключение юридического лица из ЕГРЮЛ и прекращение его деятельности, то ее оплата предусмотрена лишь на стадии завершения ликвидации ЮЛ при представлении регистрирующему органу заявления о ликвидации ЮЛ с исключением его из реестра.
4. Документы на государственную регистрацию в связи с ликвидацией ЮЛ могут быть представлены в регистрирующий орган как лично заявителем, так и посредством почтового отправления. Положения п. 4 настоящей статьи, определяющие порядок представления документов на государственную регистрацию, носят отсылочный характер и указывают на применение общего порядка, установленного настоящим Законом. В регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал государственных и муниципальных услуг. Однако, зачастую, указанные требования на практике не соблюдаются. Так, регистрирующим органом признается достаточным отправление документов заказным письмом с уведомлением, причем само уведомление выступает лишь в качестве доказательства направления документов и определения момента их отправления.
Представляемые на государственную регистрацию документы должны быть заполнены в соответствии с требованиями к их оформлению, представлены в полном объеме и подписаны уполномоченным представителем юридического лица, которым в данном случае выступает ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии. Таким образом, в случае несоответствия информации, содержащейся в документах, представленных на регистрацию, либо их неполном соответствии требованиям законодательства, в государственной регистрации будет отказано. Во избежание получения отказа от уполномоченного органа, следует внимательно относиться к оформлению таких документов, а также их комплектности.
Следует также особо отметить, что представляемые на государственную регистрацию формы заявлений подлежат обязательному нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы документа свидетельствует о том, что он представлен с нарушениями требований законодательства, что также влечет отказ в государственной регистрации.
Таким образом, положения настоящей статьи не предусматривают каких-либо процессуальных особенностей подготовки и представления документов на государственную регистрацию в связи с ликвидацией ЮЛ, применяя к ним общий порядок, предусмотренный настоящим Законом.
5. Общим для данного вида регистрации является и срок, предоставляемый уполномоченному органу государственной власти для принятия решения о регистрации ликвидации юридического лица либо отказе в государственной регистрации. Уполномоченный орган обязан принять одно из указанных решений в течение пяти рабочих дней с момента их получения, что подтверждается отметкой самого регистрирующего органа, а также распиской в получении документов. Причем в данном случае подлежат применению и общие правила ГК РФ о сроках, согласно которым течение срока, установленного в днях, начинается со дня следующего за днем обращения, т.е. день подачи документов на государственную регистрацию в установленный настоящим Законом пятидневный срок не засчитывается, равно как и день выдачи документов. По общему правилу, документы о государственной регистрации либо отказе в регистрации выдаются заявителю либо направляются по его адресу, указанному в представленных документах, на следующий день после истечения пятидневного срока, предусмотренного для совершения регистрационных действий.
При этом следует заметить, что общие положения, к которым отсылает п. 5 настоящей статьи, предусматривают максимально допустимый срок государственной регистрации, который в каждом отдельном случае может быть и менее пяти рабочих дней. На практике государственная регистрация в большинстве своем осуществляется в пределах максимально допустимого срока.
6. По смыслу настоящего Закона юридическим фактом, порождающим, изменяющим или прекращающим правовой статус ЮЛ, выступает факт внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Указанное положение в полной мере подлежит применению и в случае ликвидации ЮЛ: оно считается прекратившим свою деятельность (ликвидированным) с момента исключения его из ЕГРЮЛ, т.е. с даты внесения в него записи о прекращении деятельности таким субъектом.
Дата ликвидации ЮЛ отражается в выдаваемом заявителю свидетельстве о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Именно с этого момента субъект утрачивает одновременно и право-, и дееспособность и утрачивает свой статус в полном объеме.
Указанные положения предусматривают и еще один ключевой аспект регистрационного процесса — возлагают обязанность на регистрирующий орган опубликовать сведения о ликвидации ЮЛ. Указанные сведения подлежат официальному опубликованию в Вестнике государственной регистрации по инициативе регистрирующего органа и лишь после наступления юридического факта, предусмотренного п. 6 настоящей статьи, т.е. после исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ. Подобная публикация носит ключевое юридическое значение, поскольку констатирует и обнародует решение, принятое уполномоченным органом, — о прекращении деятельности ЮЛ и исключении его из реестра. В то же время данная публикация свидетельствует об утрате ликвидированным субъектом правового статуса и погашении всех незаявленных кредиторских требований. Таким образом, с момента принятия решения регистрирующим органом к ликвидированному ЮЛ не могут быть предъявлены какие-либо требования о выплатах и т.п., если указанное решение не отменено на основании соответствующего судебного акта.
7. Применение предписаний п. 7 настоящей статьи ориентировано на специальный порядок исключения ЮЛ из ЕГРЮЛ, который может быть применен лишь в отношении недействующих субъектов по решению инспекции ФНС РФ по месту постановки на учет такого субъекта.
Указанные положения выступают в качестве логического продолжения общих требований закона о необходимости удовлетворения всех заявленных требований кредиторов. В этой связи наличие подобных требований в отношении недействующего ЮЛ является основанием для неприменения к нему подобной процедуры.
В рамках применения указанной специальной процедуры решение об исключении недействующего ЮЛ из реестра также составляет исключительную прерогативу регистрирующего органа. Однако подтвердить факт соблюдения установленного порядка расчетов с кредиторами в данном случае некому. В этой связи решение о ликвидации юридического лица в силу прямого предписания п. 7 настоящей статьи может быть принято уполномоченным органом только в случае отсутствия заявлений кредиторов. Причем следует обратить внимание, что в данном случае кредиторские требования могут быть предъявлены в течение трех месяцев с момента опубликования сведений о недействующем юридическом лице.
В отдельных случаях у регистрирующего органа могут иметься сведения о наличии кредиторской задолженности недействующего ЮЛ, однако в течение установленного законом срока заявление кредитора уполномоченному субъекту не направлено. В подобной ситуации формально у регистрирующего органа отсутствует право на применение процедуры ликвидации недействующего ЮЛ. Однако Пленум ВАС РФ неоднократно указывал на необходимость предъявления кредиторских требований самим кредитором. Отсутствие такого заявления свидетельствует о том, что требования де-юре отсутствуют. Пленум ВАС РФ указывает, что в подобной ситуации регистрирующий орган вправе обратиться в суд с целью определения возможности ликвидации юридического лица, обладающего признаками недействующего. Суд в данном случае лишь принимает решение о возможности или невозможности ликвидации недействующего ЮЛ, не возбуждая при этом иных ликвидационных процедур, в том числе и процедур в деле о банкротстве. На основании вынесенного судом решения регистрирующий орган исключает недействующее ЮЛ из ЕГРЮЛ, сведения о чем подлежат обязательному официальному опубликованию в общем порядке. Указанный порядок, в частности, обусловлен предписаниями п. 9 настоящей статьи, относящей разрешение всех спорных моментов к компетенции арбитражного суда соответствующего субъекта РФ, на территории которого зарегистрировано недействующее ЮЛ.
Суд рассматривается законом в качестве независимого арбитра, к компетенции которого отнесено разрешение любых споров, связанных с государственной регистрацией ЮЛ, в том числе и в связи с их ликвидацией независимо от применения той или иной ликвидационной процедуры, предусмотренной настоящим законом. Причем положения настоящей статьи не предусматривают каких-либо специальных правил судопроизводства в отношении данной категории дел, отсылая к общему порядку, определенному АПК РФ.
8. Закон предоставляет возможность судебного обжалования и оспаривания заинтересованными лицами любого решения регистрирующего органа, принятого им в ходе ликвидационной процедуры. Однако особо положения настоящей статьи подчеркивают возможность судебного обжалования решения уполномоченного органа об исключении из ЕГРЮЛ недействующего ЮЛ. Поскольку указанное решение принимается регистрирующим органом на основе объективно полученных данных, то им не может быть учтен ряд обстоятельств деятельности ликвидируемого субъекта. В связи с тем, что решение в данном случае принимается в административном порядке, императивно регистрирующим органом, оно может в значительной степени нарушать или ущемлять права отдельных субъектов, которым закон предоставляет возможность его обжалования в судебном порядке.
По общему правилу, установленному процессуальным законодательством, правом на обращение в суд наделяются лишь заинтересованные в исходе дела лица, перечень которых определен п. 8 настоящей статьи. В число лиц, обладающих правом оспаривания решения регистрирующего органа о ликвидации недействующего ЮЛ, Закон включает:
— кредиторов;
— иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего ЮЛ из ЕГРЮЛ.
Учитывая, что каждая из сторон судебного разбирательства обязана в суде доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований, то любое лицо должно доказать наличие у него права на судебное обжалование решения регистрирующего органа об исключении из ЕГРЮЛ недействующего ЮЛ. Причем в отношении такого права закон предусматривает специальный срок исковой давности — один год с момента, когда такое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. В большинстве случаев течение указанного срока давности начинается с момента официального опубликования решения регистрирующего органа об исключении недействующего ЮЛ в Вестнике государственной регистрации. Именно с этого момента лицо должно было узнать о нарушении своего права. При этом в каждом конкретном случае суд оценивает все обстоятельства, в том числе и определяет момент начала и окончания течения срока исковой давности, предусмотренного настоящей статьей.
По истечении указанного срока указанные лица утрачивают право на судебное обжалование решения регистрирующего органа, за исключением случаев, когда пропущенный срок восстанавливается на основании судебного акта.
Закон предусматривает возможность судебного обжалования практически любого решения органа государственной власти, в том числе и регистрирующего органа при ликвидации ЮЛ. Однако нормы настоящей статьи делают акцент исключительно на применение специальной процедуры по ликвидации недействующего ЮЛ, отсылая при этом к общим правилам и требованиям АПК РФ. С одной стороны, подобный акцент свидетельствует об исключительном характере процедуры и возможности ее применения лишь при наличии определенных условий, а с другой стороны, свидетельствует об общности требований по соблюдению принципа законности в рамках всей деятельности регистрирующего органа и проведению процедуры ликвидации ЮЛ независимо от ее инициатора.