Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений
[Водный кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 24]
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся:
1) владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности;
2) разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы;
3) осуществление федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов;
4) организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов;
5) установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение;
6) утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, порядка подготовки и заключения договора водопользования;
7) определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов;
8) гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации;
9) установление ставок платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, порядка расчета и взимания такой платы;
10) установление порядка утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и целевых показателей качества воды в водных объектах;
11) территориальное перераспределение стока поверхностных вод, пополнение водных ресурсов подземных водных объектов;
12) утверждение правил использования водохранилищ;
13) установление режимов пропуска паводков, специальных попусков, наполнения и сработки (выпуска воды) водохранилищ;
14) определение порядка осуществления федерального государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, а также за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов;
15) определение порядка резервирования источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
16) установление порядка использования водных объектов для взлета, посадки воздушных судов;
17) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации;
18) утверждение методики исчисления вреда, причиненного водным объектам;
19) определение критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;
20) утверждение перечней объектов, подлежащих федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов;
21) утратил силу;
22) иные установленные настоящим Кодексом полномочия.
Статья 24. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений
Комментарий к статье 24
1. Общий обзор статьи. Она включена в текст Кодекса по правилам юридической техники, согласно которым любой федеральный закон или кодекс, особенно регулирующий общественные отношения по предметам совместного ведения двух уровней государственной власти, должен включать нормы о компетенции этих уровней государственной власти. Статья структурно построена путем перечисления в двадцати двух пунктах соответствующих полномочий. Она содержит открытый перечень полномочий. Перечисленные в ней конкретные полномочия являются основными, наиболее важными. Их реализация отнесена к федеральному уровню власти.
2. Цель, сфера действия и адресаты статьи.
Основная цель состоит в установлении полномочий федеральных органов государственной власти (законодательной и исполнительной) в области регулирования водных отношений, а тем самым в их разделении с полномочиями иных субъектов управления.
Сфера действия предписаний статьи 24 ВК РФ распространяется на всю территорию страны и охватывает собой многообразную деятельность нормотворческого, финансового, природоохранного характера.
На первый взгляд, адресатами норм являются лишь органы государственной власти Российской Федерации в области водных отношений. Но фактически предписания статьи предназначены и для тех адресатов права, которые подпадают под решения (правового и иного содержания и значения) или полномочия.
3. Основные понятия. Большая их часть раскрывается в иных статьях ВК РФ (например, «водные объекты», «государственный мониторинг водных объектов», «государственный водный реестр» и т.п.). Они разъясняются в комментариях к этим статьям.
4. Конституционные предпосылки. Российская Федерация, ее субъекты и органы местного самоуправления являются основными участниками водных правоотношений наряду с физическими и юридическими лицами. Однако если физические и юридические лица обладают правами и обязанностями в области водных правоотношений, то органы государственной власти и местного самоуправления, действующие от имени государства и муниципальных образований, кроме прав и обязанностей (которые имеются в случае, когда они выступают собственниками, пользователями, владельцами водных объектов и проч.) обладают еще и полномочиями, которые они осуществляют в пределах своей компетенции.
Компетенция (круг, сфера полномочий) устанавливается, как правило, в положении о конкретном органе власти (или в решений о его создании), имеющем юридическую силу и принятом в установленном порядке (обычно это нормативный правовой акт, принятый соответствующим органом власти в установленном порядке).
Конституцией России установлены предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в различных областях.
Статьей 71 Конституции РФ определено, что к исключительному ведению Российской Федерации отнесены:
«а) принятие и изменение федеральных законов, контроль за их соблюдением (в том числе в области использования и охраны водных объектов);
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (например, право собственности на водный объект как неотъемлемую часть земельного участка и его защита);
г) формирование федеральных органов государственной власти, непосредственно осуществляющих полномочия Российской Федерации в области использования и охраны водных объектов;
д) федеральная государственная собственность и управление ею (на водные объекты и другие природные ресурсы);
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (относительно использования и охраны всех водных объектов в Российской Федерации);
з) федеральные налоги и сборы (установление основ определения водного налога);
к) международные договоры Российской Федерации (например, об установлении линии государственной границы России, об отнесении водных объектов к особо охраняемым с международным статусом);
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) уголовное, уголовно-процессуальное законодательство; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство (установление мер ответственности за водные правонарушения, подследственности, порядка предоставления водных объектов в пользование, основ охраны имущественных отношений);
р) метеорологическая служба, стандарты; геодезия и картография (в области охраны и использования водных объектов, оценки их качества и состояния, наименования географических объектов)».
Предметами совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в соответствии со статьей 72 Конституции являются:
— вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными, ресурсами (п. «в»);
— разграничение государственной собственности (п. «г»);
— природопользование;
— охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории (п. «д»);
— осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (п. «з»);
— административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (п. «к»);
— защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей (п. «м»);
— выполнение международных договоров Российской Федерации (п. «о»).
Вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения в соответствии со статьей 73 Конституции субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Однако эти нормы следует применять в совокупности с иными установленными Конституцией России и федеральными законами нормами.
Федеральная политика в сфере водных отношений основывается на положениях Конституции РФ, устанавливающей:
— в статье 9, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, а также многообразие форм собственности на землю и другие природные ресурсы;
— в статье 42 — право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением;
— в статье 55 — возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;
— в статье 57 — обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы;
— в статье 58 — обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В соответствии с частью 3 ст. 80 Конституции России основные направления внутренней и внешней политики, государства определяет Президент РФ. Федеральное Правительство в соответствии со статьей 114 Конституции обеспечивает проведение в стране единой государственной политики, в связи с чем также может принимать нормативные правовые акты, регулирующие водные отношения.
5. Владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности. Данное полномочие в совокупности с другими нормами Водного кодекса указывает на возможность Российской Федерации иметь в собственности водные объекты. Традиционно собственник обладает правомочиями владеть объектом; т.е. числить его на своем балансе, обладать им. При этом владелец водного объекта обязан нести бремя расходов на его содержание в надлежащем состоянии, охрану.
Правомочие пользования предполагает возможность правообладателя использовать водный объект для целей, указанных в комментируемом Кодексе. Пользование означает извлечение из водного объекта его полезных свойств в соответствии с требованиями законодательства.
Российская Федерация может распорядиться водным объектом путем предоставления его в пользование либо отчуждения. В силу естественных природных свойств водных объектов их перемещение в пространстве, свойственное смене пользователей либо владельцев объектов материального мира, как правило, не происходит. Предоставление водного объекта в пользование может происходить на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (см. главу 3 и комментарий к ней).
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации, представляет собой земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, предприятия как имущественные комплексы.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3594.
Таким образом, право собственности на водные объекты в Российской Федерации в соответствии с законодательством требует регистрации. Однако в практической деятельности федеральных органов власти такая регистрация не осуществляется, право собственности на водные объекты имеется у Российской Федерации в силу закона.
Комментируемый Кодекс отнес все водные объекты, за исключением прудов, обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, к федеральной собственности.
В соответствии с Федеральным законом от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности. Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Таким образом, для определения права собственности на водный объект доминирующими являются следующие признаки:
1) принадлежность земельного участка;
2) вид водного объекта (такие поверхностные водоемы, как пруд и обводненный карьер, могут находиться в региональной, муниципальной и частной собственности);
3) нахождение водного объекта на территории двух и более субъектов Российской Федерации.
Федеральное агентство водных ресурсов в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282 , осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 25. Ст. 2564.
6. Разработка, утверждение и реализация схем комплексного использования и охраны водных объектов и внесение изменений в эти схемы. Данное полномочие реализуется Федеральным агентством водных ресурсов (разработка и реализация схем) и Министерством природных ресурсов и экологии (утверждение схем при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы). Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 883 утвержден Порядок разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы .
———————————
СЗ РФ. 2007. N 5. Ст. 651.
Участие в разработке схем принимают Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Схемы разрабатываются на срок не менее 10 лет и отражают количественные и качественные показатели состояния водных ресурсов и параметры водопользования по речному бассейну, подбассейнам, водохозяйственным участкам и территориям субъектов Российской Федерации.
При разработке схем учитываются прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу по Российской Федерации, по отраслям экономики, по регионам, а в отношении трансграничных водных объектов — также положения международных договоров Российской Федерации в области совместного использования и охраны трансграничных водных объектов.
Схемами устанавливаются:
1) целевые показатели качества воды в водных объектах, характеризующие состав и концентрацию химических веществ, микроорганизмов и другие показатели качества воды в водных объектах, которые планируется достигнуть по завершении предусматриваемых схемами водоохранных и водохозяйственных мероприятий. Целевые показатели качества воды в водных объектах разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов с участием Федерального агентства по рыболовству, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору с учетом природных особенностей каждого речного бассейна, его части, условий целевого использования водных объектов или их частей, расположенных в границах соответствующего речного бассейна;
2) перечень водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на сохранение и восстановление водных объектов, на обеспечение устойчивого функционирования водохозяйственных систем в границах речного бассейна и достижение целевых показателей качества воды в водных объектах, разрабатываемый Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
3) водохозяйственные балансы по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности, рассчитываемые Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с методикой расчета водохозяйственных балансов водных объектов, утверждаемой Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Очередность подготовки указанных водохозяйственных балансов устанавливается Федеральным агентством водных ресурсов исходя из водохозяйственной обстановки в границах речных бассейнов и их частей;
4) лимиты (предельные объемы) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимиты (предельные объемы) сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, определяемые в соответствии с водохозяйственными балансами по речным бассейнам, подбассейнам и водохозяйственным участкам при различных условиях водности, а также с утвержденными в установленном порядке нормативами допустимых воздействий (допустимого совокупного воздействия всех источников на водный объект или его часть) и утверждаемые Федеральным агентством водных ресурсов;
5) квоты забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод, соответствующих нормативам качества, выделяемые для каждого субъекта Российской Федерации и утверждаемые Федеральным агентством водных ресурсов как часть лимитов (предельных объемов) забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и лимитов (предельных объемов) сброса сточных вод в границах речных бассейнов, подбассейнов и водохозяйственных участков;
6) основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, характеризующие сокращение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, материальных потерь, в том числе вследствие нарушения условий жизнедеятельности людей, от негативного воздействия вод, а также перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей, включая мероприятия, направленные на предупреждение наводнений и снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера в конкретных речных бассейнах, обеспечение безопасного функционирования водохозяйственных систем в границах речных бассейнов, защиту от негативного воздействия вод на определенных территориях и объектах. Указанные показатели и мероприятия разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
7) предполагаемый объем необходимых для реализации схем финансовых ресурсов, исчисляемый исходя из объема финансовых ресурсов, требуемых для разработки водохозяйственных балансов, и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, а также мероприятий, направленных на уменьшение негативного воздействия вод.
Схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод.
Принятым Министерством природных ресурсов Российской Федерации Приказом от 04.07.2007 N 169 утверждены Методические указания по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов .
———————————
БНА. 2007. N 38.
О содержании схем комплексного водопользования — см. также комментарий к статье 33.
7. Осуществление федерального государственного надзора за использованием и охраной водных объектов. Это полномочие в настоящее время реализуется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.
Задачей государственного надзора за использованием и охраной водных объектов является обеспечение соблюдения:
— требований к использованию и охране водных объектов;
— особого правового режима использования земельных участков и иных объектов недвижимости, расположенных в границах водоохранных зон и зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;
— иных требований водного законодательства.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и ее территориальные органы при осуществлении федерального государственного надзора за использованием и охраной водных объектов взаимодействует в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами.
Следует также принимать во внимание и руководствоваться Приказом МПР РФ от 26.08.2008 N 192 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов» .
———————————
БНА РФ. 2008. N 45.
В целях толкования норм о данном полномочии см. также комментарий к ст. 36.
8. Организация и осуществление государственного мониторинга водных объектов. Эта задача выполняется в основном Федеральным агентством водных ресурсов. В соответствии с Положением о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 N 282, данное агентство осуществляет:
а) государственный мониторинг водных объектов и организацию его проведения;
б) разработку автоматизированных систем сбора, обработки, анализа, хранения и выдачи информации о состоянии водных объектов, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод по Российской Федерации в целом, отдельным ее регионам, речным бассейнам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Положение о ведении государственного мониторинга водных объектов утверждено Постановлением Правительства РФ от 10.04.2007 N 219 (подробнее см. комментарий к ст. 30).
———————————
СЗ РФ. 2007. N 16. Ст. 1921.
Кроме того, следует принимать во внимание следующие Приказы МПР России:
— от 27.12.2007 N 349 «Об утверждении порядка информационного обмена данными государственного мониторинга водных объектов между участниками его ведения» ;
———————————
БНА РФ. 2008. N 8.
— от 06.02.2008 N 30 «Об утверждении форм и порядка представления сведений, полученных в результате наблюдений за водными объектами заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями» ;
———————————
БНА РФ. 2008. N 23.
— от 07.05.2008 N 111 «Об утверждении форм и порядка представления данных мониторинга, полученных участниками ведения государственного мониторинга водных объектов» .
———————————
БНА РФ. 2008. N 27.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 372 , осуществляет в установленной сфере деятельности следующие полномочия:
———————————
СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3262.
а) в пределах своей компетенции государственный учет поверхностных вод и ведение государственного водного кадастра в части поверхностных водных объектов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
б) ведение Единого государственного фонда данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении;
в) формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения;
г) государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов, мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал (в пределах своей компетенции);
д) государственный мониторинг континентального шельфа в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации (в пределах своей компетенции);
е) государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны Российской Федерации (в пределах своей компетенции);
ж) информирование пользователей (потребителей) о составе предоставляемых сведений о состоянии окружающей среды, ее загрязнении, о формах доведения данной информации и об организациях, осуществляющих информационное обеспечение пользователей (потребителей);
з) обеспечение функционирования на территории Российской Федерации пунктов гидрометеорологических наблюдений и системы получения, сбора и распространения гидрометеорологической информации;
и) обеспечение выпуска экстренной информации об опасных природных явлениях, о фактических и прогнозируемых резких изменениях погоды и загрязнении окружающей среды, которые могут угрожать жизни и здоровью населения и наносить ущерб окружающей среде;
к) обеспечение органов государственной власти, Вооруженных Сил Российской Федерации, а также населения информацией о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды, ее загрязнении; и другие.
Государственная наблюдательная сеть за загрязнением поверхностных вод Росгидромета предназначена для решения следующих задач:
— наблюдения за уровнем загрязнения вод и донных отложений рек, озер, водохранилищ и морей по физическим, химическим и гидробиологическим (для водных объектов) показателям с целью изучения распределения загрязняющих веществ во времени и пространстве, оценки и прогноза состояния водных ресурсов, определения эффективности мероприятий по их защите;
— обеспечения органов государственного управления, хозяйственных организаций и населения систематической и экстренной информацией об изменениях уровней загрязнения (в том числе и радиоактивного) водных объектов под влиянием хозяйственной деятельности и гидрометеорологических условий, прогнозами и предупреждениями о возможных изменениях уровней загрязненности;
— обеспечения заинтересованных организаций материалами для составления рекомендаций в области охраны и рационального использования водных ресурсов, составления планов развития экономики с учетом состояния водных ресурсов.
В настоящее время с помощью Государственной сети мониторинга поверхностных вод, базовую основу которой составляют наблюдательные органы Росгидромета, проводятся следующие основные виды наблюдений:
— за состоянием загрязнения поверхностных вод суши и морей;
— за химическим составом и кислотностью атмосферных осадков и снежного покрова;
— за фоновым загрязнением водных объектов;
— за радиоактивным загрязнением водных объектов.
Система базируется на сети пунктов режимных наблюдений, которые устанавливаются на водоемах и водотоках как в районах с повышенным антропогенным воздействием, так и на незагрязненных участках.
Государственный мониторинг водных объектов в системе Минприроды России осуществляется в целях:
— своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество вод и состояние водных объектов, разработки и реализации мер по предотвращению вредных последствий этих процессов;
— оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий;
— информационного обеспечения управления и контроля в области использования и охраны водных объектов.
Государственный мониторинг водных объектов включает:
— регулярные наблюдения за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями поверхностных и подземных вод;
— сбор, хранение, пополнение и обработку данных наблюдений;
— создание и ведение банков данных;
— оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей поверхностных и подземных вод.
Государственный мониторинг водных объектов состоит из:
— мониторинга поверхностных водных объектов (ГМПВО);
— мониторинга подземных водных объектов (МПВО);
— мониторинга водохозяйственных систем и сооружений (ГМВХСиС).
Федеральное агентство по недропользованию в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 293 , организует государственное геологическое изучение недр (см. также комментарий к ст. 30).
———————————
СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2669.
9. Установление порядка ведения государственного водного реестра и его ведение. Данное полномочие является новым, поскольку ранее действовавший Водный кодекс РФ 1995 г. содержал только такую функцию государственного управления в области использования и охраны водных объектов, как государственный учет поверхностных и подземных вод и государственный водный кадастр.
Государственный водный реестр является систематизированным сводом документированных сведений о водных объектах различных форм собственности (федеральной, региональной, муниципальной и частной). В данный реестр включаются сведения об использовании водных объектов, о речных бассейнах и о бассейновых округах. В реестре регистрируются договора водопользования, решения о предоставлении водных объектов в пользование, переход прав и обязанностей по договорам водопользования, прекращение договоров водопользования.
Порядок ведения государственного водного реестра утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 N 253 , а его ведение осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти — Федеральным агентством водных ресурсов.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2357.
В государственный водный реестр включаются данные государственного водного кадастра Российской Федерации по состоянию на 1 января 2007 г., ведение которого осуществлялось в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 N 1403 .
———————————
СЗ РФ. 1996. N 49. Ст. 5566.
В целях формирования государственного водного реестра до 1 июля 2007 г. Федеральному агентству водных ресурсов передали на безвозмездной основе сведения по состоянию на 1 января 2007 г. следующие федеральные органы исполнительной власти:
а) Министерство сельского хозяйства Российской Федерации — сведения об использовании водных объектов для нужд сельского хозяйства, в том числе в целях водопотребления и водоотведения, а также о государственных мелиоративных системах и об отнесенных к государственной собственности отдельно расположенных гидротехнических сооружениях на водных объектах;
б) Федеральная регистрационная служба — сведения о документах, на основании которых возникло право собственности на водные объекты, гидротехнические и иные сооружения, расположенные на водных объектах;
в) Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды — данные государственного водного кадастра Российской Федерации по поверхностным водным объектам;
г) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека — сведения о санитарно-эпидемиологической обстановке на водных объектах;
д) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования — сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, о водных объектах, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий федерального значения, и режимах использования водоохранных зон водных объектов;
е) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта — сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах;
ж) Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору — сведения о поднадзорных гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, об объектах, оказывающих негативное воздействие на водные объекты, в том числе осуществляющих сбросы загрязняющих веществ;
з) Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости — сведения о гидротехнических и иных сооружениях, расположенных на водных объектах, в том числе о кадастровых номерах земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, а также земельных участков, занятых указанными сооружениями;
и) Федеральное агентство морского и речного транспорта — сведения о пользовании акваториями водных объектов и береговой полосой внутренних водных путей Российской Федерации;
к) Федеральное агентство по недропользованию — данные государственного водного кадастра Российской Федерации по подземным водным объектам;
л) Федеральное агентство по рыболовству — сведения о водных объектах рыбохозяйственного значения.
Реестр формируется и ведется в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов и их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Сведения, содержащиеся в реестре, относятся к государственным информационным ресурсам и носят открытый характер, за исключением информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к категории ограниченного доступа.
Подробнее см. комментарии к статье 31.
10. Утверждение порядка подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование. В соответствии со статьей 23 комментируемого Кодекса данное полномочие осуществляется Правительством РФ. Утверждение порядка подготовки и заключения договора водопользования, если право на заключение такого договора приобретается на аукционе, и порядка проведения аукциона осуществляется также федеральным Правительством.
Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.2006 N 844 . Данное Постановление конкретизирует перечень документов, сроки их рассмотрения и другие вопросы, связанные с предоставлением водных объектов в пользование.
———————————
СЗ РФ. 2007. N 1. Ч. 2. Ст. 295.
Решение о предоставлении водного объекта (или его части), находящегося в государственной или муниципальной собственности, в пользование принимает соответственно исполнительный орган государственной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, либо орган местного самоуправления.
К договору водопользования применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации об аренде — он признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре. Комментируемым Кодексом (см. комментарий к главе 3) установлено содержание договора водопользования, срок предоставления водных объектов в пользование и другие условия договора.
11. Определение порядка создания и осуществления деятельности бассейновых советов. Это полномочие реализуется исключительно федеральным Правительством. Бассейновые советы разрабатывают рекомендации по использованию и охране водных объектов в границах бассейнового округа. В статье 28 комментируемого Кодекса закреплены двадцать бассейновых округов, соответственно должны быть созданы двадцать бассейновых советов.
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2006 N 727 утверждено Положение о создании и деятельности бассейновых советов . Бассейновый совет создается решением Федерального агентства водных ресурсов, в нем определяется количественный и персональных состав бассейнового совета, срок его функционирования — 5 лет.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 49. Ч. 2. Ст. 5224.
Организационно-техническое обеспечение деятельности бассейнового совета, в том числе размещение в информационных системах общего пользования информации о создании бассейновых советов, дате и месте проведения заседания бассейнового совета, повестке дня, решениях бассейнового совета, осуществляется соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов.
Рекомендации бассейновых советов должны быть учтены при разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов (см. комментарий к ст. 28).
12. Гидрографическое и водохозяйственное районирование территории Российской Федерации. Оно осуществляется для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов. Порядок установления границ гидрографических единиц и водохозяйственных участков (в соответствии с водохозяйственным районированием территории России) утверждается федеральным Правительством. Количество гидрографических единиц (речных бассейнов и подбассейнов рек, впадающих в главную реку речного бассейна) и их границы, а также количество водохозяйственных участков и их границы утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. также комментарий к ст. 32).
Постановлением Правительства РФ от 30.11.2006 N 728 «О гидрографическом и водохозяйственном районировании территории Российской Федерации и утверждении границ бассейновых округов» установлено, что основная работа в данной сфере возлагается на Федеральное агентство водных ресурсов.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 49. Ч. 2. Ст. 5225.
Основной единицей управления в области использования и охраны водных объектов являются бассейновые округа, которые состоят из речных бассейнов и связанных с ними подземных водных объектов и морей.
Перечень бассейновых округов содержится в ст. 28 комментируемого Кодекса.
В целях обеспечения рационального использования и охраны водных объектов создаются бассейновые советы, осуществляющие разработку рекомендаций в области использования и охраны водных объектов в границах бассейнового округа (см. комментарий к ст. 29). Границы бассейновых округов определяются по границам гидрографических единиц, включенных в бассейновый округ, и границам пр