Статья 24. Зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас
[Закон «Об альтернативной гражданской службе»] [Глава 5] [Статья 24]
1. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.
Статья 24. Зачисление граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, в запас
Комментарий к п. 1 статьи 24
1. Воинский учет организуется в соответствии с Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Положением о воинском учете, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. N 1541. В период прохождения альтернативной гражданской службы граждане не состоят на воинском учете.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, обязаны состоять на воинском учете.
2. Согласно ст. 52 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и ст. 24 комментируемого Закона создается запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:
уволенных с военной службы с зачислением в запас;
прошедших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования;
не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;
не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек по достижении ими возраста 27 лет;
не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам;
прошедших альтернативную гражданскую службу;
женского пола, имеющих военно — учетную специальность.
3. Гражданину, не прошедшему военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу или предоставлением ему отсрочки, а также гражданину, лишенному воинского звания по решению суда, одновременно с зачислением в запас военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, присваивается воинское звание рядового или матроса. По мнению автора, в таком же порядке должно присваиваться воинское звание и гражданину, прошедшему альтернативную гражданскую службу и зачисленному в запас.
4. Граждане, пребывающие в запасе, в зависимости от возраста подразделяются на три разряда (ст. 53 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»). Поскольку альтернативная гражданская служба назначается взамен военной службы по призыву, постольку граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, должны относиться по составу запаса к солдатам и матросам. Для указанной категории состава запаса предельный возраст пребывания в запасе устанавливается до 50 лет.
По достижении предельного возраста пребывания в запасе гражданин, пребывающий в запасе, переводится военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.
5. Зачисление в запас Вооруженных Сил Российской Федерации граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, налагает на них определенные обязанности.
Гражданин, пребывающий в запасе, проходит медицинское освидетельствование для определения его годности к военной службе в соответствии с Положением о военно — врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 1995 г. N 390.
6. В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» в случае объявления мобилизации граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации, подлежат призыву на военную службу по мобилизации.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам:
1) забронированным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
2) признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья, — на срок до шести месяцев;
3) занятым постоянным уходом за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой, усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением врачебно — консультационной комиссии в постороннем постоянном уходе (помощи, надзоре) либо являющимися инвалидами I группы, а также за членами семьи, не достигшими 16-летнего возраста, при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
4) имеющим на иждивении четырех и более детей (гражданам женского пола — одного ребенка);
5) матери которых, кроме них, имеют четырех и более детей в возрасте до восьми лет и воспитывают их без мужа;
6) членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации, кроме граждан, указанных выше, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации (ст. 18 Федерального закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»).
Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, не имеют права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Вместе с тем граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (п. 3 ст. 17 указанного Закона).
7. В целях своевременного перевода Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на организацию и состав военного времени и создания специальных формирований граждане, пребывающие в запасе, заблаговременно приписываются к воинским частям (предназначаются в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время на воинских должностях или для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени.
Граждане, приписанные к воинским частям (предназначенные в специальные формирования) для прохождения военной службы в военное время, призываются на военную службу по мобилизации в случае осуществления мероприятий по переводу воинских частей, к которым они приписаны, на организацию и состав военного времени, а также в случае создания специальных формирований.
Призыв граждан на военную службу по мобилизации или направление их для работы на должностях гражданского персонала, предусмотренных штатами военного времени, осуществляет орган местного самоуправления района или города (в городах без районного деления) совместно с военным комиссариатом района или города (в городах без районного деления).
Порядок призыва на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, а также порядок направления граждан для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований определены Положением о призыве на военную службу по мобилизации граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, или направления их для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1998 г. N 1216.
8. Под призывом на военную службу по мобилизации граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования) для прохождения военной службы на воинских должностях, предусмотренных штатами военного времени, и направлением на работу на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований понимаются следующие мероприятия:
а) объявление общей или частичной мобилизации;
б) оповещение граждан о проведении общей или частичной мобилизации;
в) явка (доставка) граждан в пункты предварительного сбора военных комиссариатов районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно — территориальных) образований, пункты сбора субъектов Российской Федерации или непосредственно в воинские части, учреждения, военно — учебные заведения, на предприятия, в организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и в специальные формирования;
г) доставка граждан из пунктов предварительного сбора (пунктов сбора) в воинские части и специальные формирования;
д) документальное оформление факта призыва граждан на военную службу (направления на работу).
Призыв на военную службу (направление на работу) осуществляется на основании указа Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации.
9. Приказы об объявлении общей или частичной мобилизации на территории субъекта Российской Федерации, района, города без районного деления, иного муниципального (административно — территориального) образования издаются военными комиссарами во исполнение указа Президента Российской Федерации об объявлении общей или частичной мобилизации и на основании соответствующего приказа министра обороны Российской Федерации, директивы начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, приказа директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации или директора Службы внешней разведки Российской Федерации.
Призыв на военную службу (направление на работу) осуществляется в объемах, установленных мобилизационными планами воинских частей и специальных формирований, предусматривающими их перевод на организацию и состав военного времени.
Сроки и места явки граждан, подлежащих призыву на военную службу (направлению на работу), определяются в мобилизационных планах воинских частей и специальных формирований и указываются во вручаемых гражданам мобилизационных предписаниях и персональных повестках.
10. Приписка граждан к воинским частям (предназначение в специальные формирования) организуется военными комиссарами районов, городов без районного деления, иных муниципальных (административно-территориальных) образований и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас, во взаимодействии с командирами воинских частей и специальных формирований в порядке, определяемом Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас.
Граждане, работающие в мирное время в воинских частях и специальных формированиях на должностях гражданского персонала, подлежат первоочередной приписке к этим воинским частям (предназначению в специальные формирования).
11. Решение о планируемом призыве на военную службу (направлении на работу) военными комиссарами заблаговременно доводится до граждан путем вручения им мобилизационных предписаний и проставления соответствующей отметки об этом в их военных билетах. Кроме того, всем гражданам, приписанным к воинским частям (предназначенным в специальные формирования), а также гражданам, предназначенным в аппарат усиления военных комиссариатов, соответствующими военными комиссариатами (федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас) выписываются персональные повестки. Мобилизационные предписания и персональные повестки подписываются военными комиссарами (представителями федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас) и заверяются гербовыми печатями.
Формы мобилизационного предписания и персональной повестки устанавливаются Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.
12. Для осуществления призыва на военную службу (направления на работу) в каждом субъекте Российской Федерации, районе, городе без районного деления, ином муниципальном (административно-территориальном) образовании решением руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления создается призывная комиссия по мобилизации граждан.
Состав, обязанности и порядок работы призывной комиссии утверждаются решением суженного заседания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления). Председателем призывной комиссии, как правило, назначается руководитель органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), а заместителем председателя комиссии — военный комиссар.
Представители призывной комиссии включаются в состав администрации пунктов предварительного сбора (пунктов сбора). На случай отсутствия кого-либо из членов призывной комиссии в установленном порядке утверждается ее резервный состав.
13. Оповещение граждан о проведении общей или частичной мобилизации и необходимости их явки на пункты предварительного сбора (пункты сбора) организует и проводит военный комиссариат совместно с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления). К оповещению привлекаются должностные лица организаций и лица, предназначенные в аппарат усиления военных комиссариатов, при этом используются технические средства связи и посыльные.
Для оповещения граждан по месту работы в организациях и в органах местного самоуправления создаются штабы оповещения и проведения оборонных мероприятий. Ответственность за организацию указанных штабов возлагается на руководителей организаций и военных комиссаров.
Порядок использования местной радиовещательной сети, телевидения, других средств массовой информации, в том числе электронных, для передачи приказа военного комиссара о проведении общей или частичной мобилизации определяется в мирное время на суженных заседаниях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления).
Явка (доставка) граждан на пункты предварительного сбора (пункты сбора) или непосредственно в воинские части и специальные формирования осуществляется на основании мобилизационных предписаний и персональных повесток.
14. Для перевозки граждан, призванных на военную службу (направляемых на работу), используются прежде всего общественный пассажирский транспорт, пригородные поезда и суда, привлекается в установленном порядке автотранспорт организаций и автотранспорт, изъятый у граждан для укомплектования воинских частей и специальных формирований, следующий своим ходом в попутном направлении.
Призванные на военную службу (направляемые на работу) граждане направляются на пункты встречи пополнения воинских частей и специальных формирований либо на пункты сбора в порядке, определяемом Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас.
Для сопровождения граждан при их следовании из пунктов предварительного сбора и для их передачи в воинские части и специальные формирования на каждую команду назначается начальник из числа не подлежащих призыву на военную службу (направлению на работу) граждан, имеющих воинские звания офицеров, прапорщиков, мичманов, сержантов и старшин запаса.
Передача в воинские части и специальные формирования граждан, призванных на военную службу (направляемых на работу), осуществляется на пунктах приема личного состава воинских частей и специальных формирований или непосредственно на пунктах предварительного сбора (пунктах сбора) в порядке, определяемом Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, имеющими запас.
Через пункты сбора осуществляется, как правило, отправка граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), дислоцирующимся за пределами субъекта Российской Федерации.
Непосредственно в воинские части и специальные формирования могут быть направлены призванные на военную службу (направляемые на работу) граждане:
а) привлекаемые к выполнению первоочередных работ в воинских частях и специальных формированиях при их переводе на организацию и состав военного времени;
б) работающие в мирное время в воинских частях и специальных формированиях на штатных должностях гражданского персонала или по найму (по операционным кредитам или штатным расписаниям) и приписанные к ним (предназначенные в них).
15. В целях обеспечения планомерной работы пунктов предварительного сбора (пунктов сбора), ритмичности накопления и последующей отправки команд органы местного самоуправления выделяют в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июня 1997 г. N 706-34, необходимые здания (помещения) для размещения таких пунктов. Указанные здания (помещения) должны быть хорошо известны призываемым на военную службу (направляемым на работу) гражданам и располагаться на основных маршрутах их следования.
16. Сбор призываемых на военную службу (направляемых на работу) граждан, проживающих в сельской местности, и доставка их на пункты предварительного сбора (пункты сбора) производятся органами местного самоуправления. Передача указанных граждан сотрудникам военного комиссариата на пунктах предварительного сбора (пунктах сбора) осуществляется по именным спискам, заверенным руководителем органа местного самоуправления. Одновременно с именными списками представляются персональные повестки неоповещенных граждан с указанием причин их неоповещения. Форма именных списков устанавливается Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.
17. Призывать граждан на военную службу и направлять их на работу (в том числе и в добровольном порядке) минуя военные комиссариаты запрещается. Исключение составляют имеющие воинские звания офицеров граждане, пребывающие в запасе федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.
18. В случае невозможности призыва на военную службу (направления на работу) граждан, приписанных к воинским частям (предназначенных в специальные формирования), осуществляется призыв на военную службу (направление на работу) граждан, не имеющих мобилизационных предписаний. Указанные граждане направляются в воинские части и специальные формирования в целях их полного и качественного укомплектования.
Паспорт и другие документы гражданина, призванного на военную службу (направляемого на работу), не изымаются.
19. Гражданин считается призванным на военную службу (принятым на работу) после оформления факта призыва (принятия на работу) в его документах воинского учета и подписания командиром воинской части или специального формирования приказа о зачислении гражданина в списки воинской части или специального формирования и назначении на воинскую должность (должность гражданского персонала).
Комментарий к п. 2 статьи 24
20. Под военными сборами понимается проведение в Вооруженных Силах Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, мероприятий по подготовке граждан к военной службе.
Военные сборы граждан проводятся в соответствии со ст. ст. 54 — 56 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, утвержденным Постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 26 июня 1993 г. N 605 (с изменениями).
Поскольку согласно п. 1 ст. 54 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военные сборы проводятся для подготовки к военной службе и проведение военных сборов в иных целях не допускается, постольку в соответствии с комментируемым Законом граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.
21. Согласно п. 10 Положения о порядке проведения военных сборов граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе, на военные сборы могут призываться граждане, не имеющие права на отсрочку от призыва по мобилизации. Как уже отмечалось, граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, не имеют права на отсрочку от призыва по мобилизации (см. п. 6 комментария к ст. 24). Вместе с тем с учетом положения комментируемого Закона о том, что граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются, также не должны призываться на военные сборы указанные граждане в случае призыва на военные сборы граждан, не имеющих права на отсрочку от призыва по мобилизации.
22. Кроме граждан, прошедших альтернативную гражданскую службу, которые на военные сборы не призываются, в соответствии со ст. 55 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от военных сборов освобождаются:
а) граждане женского пола;
б) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;
в) сотрудники органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации;
г) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации;
д) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;
е) плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав судов речного флота и флота рыбной промышленности — в период навигации;
ж) граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, — в период проведения таких работ;
з) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений;
и) граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) форме обучения в образовательных учреждениях;
к) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях, — в период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы;
л) граждане, уволенные с военной службы, — в течение двух лет со дня увольнения в запас;
м) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
н) граждане, имеющие отсрочку от призыва на военную службу по основаниям, предусмотренным ст. 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», за исключением оснований, предусмотренных подп. «г» и «д» п. 1 этой статьи;
о) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;
п) члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также депутаты представительных органов местного самоуправления или главы муниципальных образований, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе.