Статья 29. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации
[Бюджетный кодекс РФ] [Глава 5] [Статья 29]
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 29. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации
Комментарий к статье 29
Первым принципом бюджетной системы Российской Федерации является принцип единства бюджетной системы Рос-сийской Федерации, который предусмотрен ст. 29 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Данный принцип основан на конституционном принципе единства экономического пространства Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Конституции Россий-ской Федерации). Гарантиями осуществления этого принципа являются по смыслу ст. 71 (п. «ж») и 74 (ч. 1) Конституции Российской Федерации:
— установление в рамках предметов ведения Российской Федерации правовых основ единого рынка;
— осуществление финансового, в том числе бюджетного, регулирования;
— запрет на установление каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.
Конституционный принцип единства экономического пространства Российской Федерации находится в непосредст-венной взаимосвязи с принципами организации и функционирования публичной власти в Российской Федерации как демо-кратическом федеративном правовом государстве, признающем и гарантирующем местное самоуправление, что получило нормативное правовое выражение в положениях ст. 1 (ч. 1), 3 (ч. 2), 4, 5, 11, 12, 71, 72, 73, 130 (ч. 1) и 132 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.
Данные конституционные начала, имеющие своим предназначением обеспечение государственного единства и госу-дарственной целостности Российской Федерации (абзац четвертый преамбулы, ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федера-ции), предполагают осуществление Российской Федерацией такого законодательного регулирования экономических, в том числе финансовых, отношений, которое способствовало бы поддержанию единства бюджетной системы как финансово-экономической основы реализации публичных функций Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местно-го самоуправления .
———————————
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия» // РГ. N 134. 25.06.2004.
При этом, как указывает Конституционный Суд Российской Федерации, из названных конституционных положений вытекает обязанность федерального законодателя обеспечить в процессе финансового регулирования такую регламентацию финансовых отношений, при которой достижение конституционной цели — экономического обеспечения государственного единства и государственной целостности Российской Федерации — не должно приводить к умалению финансовой самостоятельности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований .
———————————
Там же.
Таким образом, принцип единства бюджетной системы Российской Федерации предполагает такое регулирование бюджетных отношений, которое, с одной стороны, гарантировало бы единые основы финансовой деятельности всего госу-дарства, с другой стороны, позволяло бы субъектам Российской Федерации в пределах своих полномочий конкретизировать федеральное регулирование в данной сфере, включая осуществление бюджетного регулирования, если этому не препятству-ют Конституция Российской Федерации и федеральные законы.
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации основывается на взаимодействии бюджетов всех уров-ней, поскольку бюджеты всех уровней составляют консолидированный бюджет Российской Федерации и являются частью финансовой системы Российской Федерации.
Бюджетный кодекс Российской Федерации следующим образом раскрывает содержание принципа единства бюджет-ной системы Российской Федерации.
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Рос-сийской Федерации. Федеральный законодатель, осуществляя финансовое регулирование на основе Конституции Россий-ской Федерации, имеет дискреционные полномочия в выборе правовых средств, что позволяет ему учитывать всю совокуп-ность социально-экономических, иных факторов развития Российской Федерации. Отсюда следует, что нормы права, в том числе финансового, проявляют свое регулятивное воздействие на бюджетные отношения не сами по себе, а в связи с целями государственной экономической политики, включая финансовую политику и финансовое регулирование в их конституцион-но-правовом смысле .
———————————
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.06.2004 N 12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с запросами Администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия» // РГ. N 134. 25.06.2004.
Однако нельзя понимать эту норму буквально, как то, что все бюджетное законодательство должно быть единым, а, следовательно, должно быть сосредоточено на федеральном уровне. В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и субъекты Российской Федерации, и муниципальные образования вправе регулировать бюджетные правоотношения, однако основы бюджетного законодательства, пределы регулирования бюджетных отношений субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями могут быть установлены только на федеральном уровне.
Безусловно, единство бюджетного законодательства Российской Федерации выражается в принятии Бюджетного ко-декса Российской Федерации — единого кодифицированного акта, довольно детально регулирующего бюджетные правоот-ношения.
Существенным признаком единства бюджетной системы Российской Федерации является также единство принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации. Это означает, что такие принципы могут быть определены только федеральным законодательством и не могут быть установлены региональными и местными норма-тивными правовыми актами.
Важной составляющей принципа единства бюджетной системы Российской Федерации является единство форм бюд-жетной документации и отчетности. Согласно ст. 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации установление единого по-рядка ведения бюджетного учета и представления отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, включая отчеты о кассовом исполнении бюджетов, установление унифицированных форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений относятся к исключительному ведению органов государственной власти Российской Федерации. Это, естественно, исключает право субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по установлению своих форм бюджетной документации и отчетности. Все органы государственной власти и местного самоуправления должны использовать только формы, официально утвержденные федеральными органами государственной власти.
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации определяет также и единство бюджетной классифика-ции бюджетной системы Российской Федерации. На практике значение данной составляющей принципа единства бюджет-ной системы Российской Федерации выражается в том, что федеральными нормативными правовыми актами устанавлива-ются основные виды доходов, расходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, а также операции сектора госу-дарственного управления и основные коды бюджетной классификации Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в данном случае имеют право детализировать и опре-делять порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету субъекта Российской Федерации или к местному бюджету.
Другим важным аспектом принципа единства бюджетной системы Российской Федерации является единство санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. Санкции за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, так же, как и основания, виды ответственности и порядок привлечения к ответственности за нару-шение бюджетного законодательства Российской Федерации, могут быть установлены только федеральным законодателем, и, таким образом, являются едиными для всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
На основании принципа единства бюджетной системы порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации устанавливается в федеральном законодательстве. В частности, в главе 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок разграничения расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Органы государствен-ной власти и органы местного самоуправления на основе единого порядка, предусмотренного в федеральном законодатель-стве, устанавливают и исполняют расходные обязательства соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 27 апреля 2006 г. N 67н «О Порядке представления реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации» установлен Порядок представления реестров расходных обязательств субъектов Российской Федерации и сводов реестров расходных обязательств муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.
В соответствии с принципом единства бюджетной системы Российской Федерации ведение бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений осуществляется на основе едино-го порядка ведения бюджетного учета и единого плана счетов. Единый порядок организации бюджетного учета и единый план счетов установлены Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. N 25н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету».
Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации предполагает также единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Такой порядок для бюджетов всех уровней бюджетной системы установлен Бюджетным кодексом Российской Федерации в главе 24.1.
Следовательно, принцип единства бюджетной системы Российской Федерации является многогранным и выражается в установлении различных пределов централизации бюджетных отношений.