Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством
[Земельный кодекс РФ] [Глава I] [Статья 3]
1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.
К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством
Комментарий к статье 3
Статья 3 ЗК РФ имеет особое значение для правоприменительной практики по земельным спорам, поскольку, во-первых, она определяет предмет земельного законодательства, а, во-вторых, позволяет отграничить земельное законодательство от смежных отраслей российского законодательства — гражданского законодательства, иных отраслей природоресурсного (водного, лесного, законодательства о недрах) и экологического законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 3 ЗК РФ земельное законодательство регулирует земельные отношения, под которыми понимаются отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом в механизме правового регулирования земельных отношений охране земли «как важнейшему компоненту окружающей среды и средству производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве» отдается приоритет перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Как это закреплено в качестве одного из принципов земельного законодательства, владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде (подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
В легальной дефиниции земельных отношений («отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации») законодатель исходит из закрепленного в ст. 1 (подп. 1 п. 1) ЗК РФ принципа земельного законодательства, в соответствии с которым земельное законодательство должно формироваться с учетом того особого значения, которое земля имеет как основа жизни и деятельности человека. В свою очередь, данный принцип правового регулирования земельных отношений исходит из предписаний ст. 9 Конституции РФ, согласно которому «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
В качестве lex specialis при регулировании земельных отношений выступает земельное законодательство, как оно определено в ст. 2 ЗК РФ.
Специфика объектов земельных отношений, их органическая взаимосвязь с иными компонентами природной среды обусловливают тесную связь земельного законодательства с рядом «смежных отраслей» российского законодательства. Земельные отношения могут регулироваться, помимо актов земельного законодательства, актами иных «смежных» отраслей российского законодательства — лесного, водного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей природной среды и т.д. (например, отношения по использованию и охране земель лесного фонда могут регулироваться земельным, лесным законодательством, законодательством об охране окружающей природной среды, об особо охраняемых территориях и т.д.).
В комментируемой статье перечислены смежные отрасли законодательства, которые могут быть использованы при регулировании земельных отношений наряду с земельным законодательством:
— законодательство о недрах, которое состоит из Закона РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах» и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 1 Закона РФ «О недрах»);
———————————
СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
— лесное законодательство, включающее Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 года N 200-ФЗ , другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации (ст. 2 Лесного кодекса РФ);
———————————
СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
— водное законодательство — Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 года N 74-ФЗ , другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы субъектов Российской Федерации (ст. 2 Водного кодекса РФ);
———————————
СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.
— законодательство о животном мире — Федеральный закон от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ «О животном мире» , принимаемые в соответствии с ним законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации об охране и использовании животного мира (ст. 3 Федерального закона «О животном мире»);
———————————
СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.
— законодательство об охране окружающей среды — Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» , другие федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»);
———————————
СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
— законодательство об охране атмосферного воздуха — Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»);
———————————
СЗ РФ. 1999. N 18. Ст. 2222.
— законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах — Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» , принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ст. 1 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях»);
———————————
СЗ РФ. 1995. N 12. Ст. 1024.
— законодательство об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации — Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и принимаемые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также принимаемые в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ст. 2 Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).
———————————
СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2519.
— другие «специальные» (по терминологии ЗК РФ) федеральные законы (например, Федеральный закон от 7 мая 2001 года N 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» ).
———————————
СЗ РФ. 2001. N 20. Ст. 1972.
В российском законодательстве нередко встречаются случаи комплексного правового регулирования определенных видов земельных отношений — нормами земельного законодательства и упомянутых смежных отраслей. Так, например, в ст. 5 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» закреплено: «Земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом».
Комментируемая статья содержит принцип определения применимого права в тех случаях, когда возможно комплексное регулирование земельных отношений различными отраслями российского законодательства.
В соответствии со ст. 3 ЗК РФ нормы вышеперечисленных отраслей законодательства применяются к земельным отношениям, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством. Иными словами, только в том случае, если по конкретному вопросу в земельном законодательстве отсутствуют соответствующие нормы, могут быть применены нормы смежных отраслей законодательства.
Базовые положения, определяющие правовые рамки использования земли, содержатся в гражданском законодательстве:
— земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах (п. 3 ст. 129 ГК РФ);
— владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 ГК РФ) и т.д.
Особое внимание в ст. 3 уделено установлению применимого права при регулировании имущественных отношений по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними. В этом случае по общему правилу применяется гражданское законодательство, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, иными специальными федеральными законами. К числу таких «специальных» (по терминологии ЗК РФ) законов может быть отнесен, например, Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 16 «Особенности предоставления земельных участков для строительства олимпийских объектов», ст. 17 «Право государственной и муниципальной собственности на земельные участки, предназначенные для размещения олимпийских объектов» и т.д.).
———————————
СЗ РФ. 2007. N 4. Ст. 6071.