Статья 4. Принципы ведения государственных реестров
[Закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»] [Статья 4]
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
1. В Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
Единство и сопоставимость указанных сведений обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
Государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями, включенными в записи государственных реестров на электронных носителях, и сведениями, содержащимися в документах, на основании которых внесены такие записи, приоритет имеют сведения, содержащиеся в указанных документах.
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
Внесение исправлений в сведения, включенные в записи государственных реестров на электронных носителях, не соответствующие сведениям, содержащимся в документах, на основании которых внесены такие записи (исправление технической ошибки), осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(абзац введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ, в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
Ведение государственных реестров на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие государственных реестров с иными федеральными информационными системами и сетями.
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
2. Ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(в ред. Федеральных законов от 23.06.2003 N 76-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
Комментарий к статье 4 Федерального закона от 8 августа 2011 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»: Принципы ведения государственных реестров
1. В целях комментируемого Закона в России ведутся следующие государственные реестры:
— ЕГРЮЛ, который содержит сведения о создании, реорганизации и ликвидации ЮЛ и иные сведения;
— ЕГРИП, который содержит сведения о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве ИП, иные сведения об ИП и соответствующие документы.
Следует учитывать, что согласно ФЗ от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ в комментируемый Закон вводится новая статья 7.1, в соответствии с которой с 1 января 2013 г. в России появится новый государственный реестр — Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСЮЛ).
Пункт 1 комментируемой статьи определяет основные принципы ведения государственных реестров. Единство и сопоставимость сведений, содержащихся в государственных реестрах, обеспечиваются за счет соблюдения единства принципов, методов и форм ведения государственных реестров.
Хотелось бы отметить, что комментируемая статья довольно расплывчато определяет принципы ведения государственных реестров. Анализ ряда исследовательских работ позволяет выделить следующие основные принципы:
— принцип единого порядка ведения реестров;
— принцип совместимости и взаимодействия государственных реестров на электронных носителях с иными федеральными государственными информационными системами;
— принцип достоверности записей, содержащихся в реестрах;
— принцип публичности, открытости и общедоступности сведений, содержащихся в реестрах.
— принцип официальности государственных реестров;
— принцип всеобщности сведений, составляющих государственные реестры.
Рассмотрим, как проявляются указанные выше принципы в процессе ведения каждого государственного реестра.
ЕГРЮЛ. При регистрации ЮЛ все сведения о нем вносятся в ЕГРЮЛ. То есть, ЕГРЮЛ является официальной базой данных обо всех ЮЛ, зарегистрированных на территории России. ЕГРЮЛ содержит все сведения о ЮЛ, начиная с момента создания ЮЛ (включая сведения о создании ЮЛ, зарегистрированных ранее 1 июля 2002 года) до момента ликвидации ЮЛ. С момента вступления в силу комментируемого Закона все вновь создаваемые ЮЛ должны были быть зарегистрированы в ЕГРЮЛ, а уже существующим организациям предписывалось пройти перерегистрацию.
Порядок ведения ЕГРЮЛ и получения сведений из него отражен в следующих нормативных правовых актах: ГК РФ; комментируемом Законе; ФЗ «Об АО»; ФЗ «Об ООО»; ФЗ «О политических партиях»; ФЗ «О банках и банковской деятельности» (далее по тексту — ФЗ «О банках и банковской деятельности»); Постановлении Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц».
Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 является важнейшим документом, т.к. им утверждены Правила ведения ЕГРЮЛ и предоставления содержащихся в нем сведений.
Итак, Правила ведения ЕГРЮЛ устанавливают:
— порядок ведения реестра, в том числе состав документов, включаемых в регистрационное дело, состав сведений, включаемых в записи ЕГРЮЛ;
— порядок предоставления содержащихся в ЕГРЮЛ сведений, в том числе форму, порядок и срок предоставления указанных сведений, а также размер платы за их предоставление, порядок и сроки предоставления юридическому лицу сведений о нем.
Согласно комментируемой статье ЕГРЮЛ является федеральным информационным ресурсом. Разберем это понятие. Федеральный ресурс означает, что собственником ЕГРЮЛ является Российская Федерация. От имени России права собственника осуществляет Правительство РФ. ЕГРЮЛ находится в ведении Федеральной налоговой службы, которая в связи с этим разрабатывает методические указания по организации получения сведений для включения в реестр, его формированию, предоставлению из него информации и контролю за соответствующими действиями регистрирующих органов.
ЕГРЮЛ также является информационным ресурсом. В силу ст. 14 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях создаются государственные информационные системы, которые эксплуатируются на основе статистической и иной документированной информации, предоставляемой гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. При этом информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. В ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» также установлено, что государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Кроме того, ЕГРЮЛ — реестр единый, так как на всей территории России он «ведется одним федеральным государственным органом, что обеспечивает территориальное единство данного реестра. Ведение ЕГРЮЛ подчиняется общим технологическим правилам формирования банков информационных ресурсов, что также обеспечивает его единство в плане возможности совместимости его с иными федеральными информационными системами».
ЕГРЮЛ ведется как на бумажных, так и на электронных носителях. При несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях. Это положение закреплено в ч. 9 Правил ведения ЕГРЮЛ.
В ЕГРЮЛ на электронном носителе включаются сведения о юридическом лице, перечисленные в ст. 5 комментируемого Закона. При этом обязательным условием включения конкретного показателя в запись является его наличие в документах, используемых для внесения сведений в ЕГРЮЛ.
Реестр на бумажных носителях состоит из:
— книг учета государственной регистрации ЮЛ;
— листов записей государственного реестра, содержащих сведения о ЮЛ в соответствии (см. ст. 5 комментируемого Закона);
— регистрационных дел ЮЛ.
В книгу учета государственной регистрации ЮЛ при обращении заявителей в целях государственной регистрации вносятся:
— сведения о заявителе, представившем документы для государственной регистрации (фамилия, имя, отчество, ИНН (при его наличии), данные документа, удостоверяющего личность, место жительства);
— полное наименование ЮЛ;
— дата получения и реквизиты соответствующего заявления (уведомления, сообщения);
— дата принятия и номер решения о государственной регистрации либо об отказе в регистрации;
— дата внесения записи в государственный реестр;
— государственный регистрационный номер записи;
— номер регистрационного дела;
— реквизиты документа, выданного (отправленного) заявителю, и дата его выдачи (отправки).
При поступлении от государственных органов, банков, органов государственных внебюджетных фондов и судов документов, содержащих сведения, подлежащие внесению в ЕГРЮЛ, в книгу учета государственной регистрации ЮЛ вносятся:
— сведения об органе или банке, представивших документы;
— полное наименование юридического лица;
— дата получения и реквизиты сопроводительного письма (уведомления, сообщения), а в случае поступления документов в электронном виде — дата получения и имя файла;
— дата внесения записи в ЕГРЮЛ;
— государственный регистрационный номер записи и номер регистрационного дела ЮЛ.
Следует учитывать, что в регистрационное дело юридического лица должны включаться в порядке поступления следующие документы:
— все документы, представленные при государственной регистрации юридического лица и внесении изменений в ЕГРЮЛ;
— решение регистрирующего органа либо иного органа в соответствии с федеральными законами о специальном порядке регистрации отдельных видов ЮЛ о государственной регистрации;
— сведения, включенные в соответствующие записи государственного реестра, в виде листов записей ЕГРЮЛ, содержащих сведения о юридическом лице в соответствии со ст. 5 комментируемого Закона.
Благодаря системе учета на электронных носителях стало возможным «и получение сведений из единого реестра путем обмена электронными документами. С введением в действие комментируемого Закона при проведении процедуры регистрации юридического лица используется и специальное программное обеспечение — автоматизированная электронная система «Регистрация». В целях полноты и соответствия содержащихся в реестре сведений документам из регистрационных дел ЮЛ, в настоящее время регистрирующим органом проводятся работы по контролю полноты заполнения территориальных баз данных информационных ресурсов и внесению недостающих сведений».
ЕГРИП. Правила ведения ЕГРИП и предоставления содержащихся в нем сведений утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630. ЕГРИП также является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности. ЕГРИП формируется и ведется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами.
Основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРИП является решение о государственной регистрации ИП, прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и внесении изменений в сведения об ИП, содержащиеся в государственном реестре, принятое регистрирующим органом по представленным документам.
ЕГРИП ведется на бумажных и электронных носителях. Так же как и в отношении ЕГРЮЛ при несоответствии записей на бумажных носителях записям на электронных носителях приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях.
ЕГРИП на бумажных носителях состоит из книг учета государственной регистрации и регистрационных дел ИП. Книга учета государственной регистрации ИП ведется в каждом регистрирующем органе в течение календарного года. В начале года заводится новая книга.
В книгу учета при обращении заявителей в целях государственной регистрации вносятся следующие сведения:
— фамилия, имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, ИНН (при его наличии) физического лица, представившего документы для государственной регистрации;
— дата получения и реквизиты соответствующего заявления;
— дата, номер и вид принятого решения (о государственной регистрации физического лица в качестве ИП, о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве ИП, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРИП, либо об отказе в государственной регистрации);
— дата внесения записи в ЕГРИП;
— государственный регистрационный номер записи;
— номер регистрационного дела;
— реквизиты документа, выданного (отправленного) заявителю, и дата его выдачи (отправки).
При поступлении от государственных органов, банков, органов государственных внебюджетных фондов и судов документов, содержащих сведения, подлежащие внесению в государственный реестр, в книгу учета вносятся:
— сведения об органе или банке, представивших документы;
— сведения об ИП;
— дата получения и реквизиты сопроводительного письма (уведомления, сообщения), а в случае поступления документов в электронном виде — дата получения и имя файла;
— дата, номер и вид решения (в случае его принятия);
— дата внесения записи в государственный реестр;
— государственный регистрационный номер записи и номер регистрационного дела ИП.
Обращаем внимание, что в регистрационное дело ИП в порядке поступления должны быть включены:
— все документы, представленные при государственной регистрации и внесении изменений в реестр;
— решения регистрирующего органа о государственной регистрации ИП, прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП и внесении изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРИП;
— листы записей ЕГРИП согласно приложению N 3 Правил ведения ЕГРИП.
ЕФРСЮЛ. Как упоминалось выше, с 1 января 2013 г. вступает в силу новая статья комментируемого Закона (7.1), которая предполагает создание ЕФРСЮЛ. Указанный реестр также является федеральным информационным ресурсом и формируется посредством внесения в него сведений, предусмотренных ст. 7.1 комментируемого Закона (см. комментарий к ст. 7.1). Надо заметить, что состав сведений Единого федерального реестра совпадает с составом сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. Сведения Единого федерального реестра являются общедоступными и открытыми. Оператором может быть любое ЮЛ, зарегистрированное на территории РФ. Более подробно мы проанализируем Единый федеральный реестр в комментарии к ст. 7.1 Закона.
2. В соответствии с Федеральными законами от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в комментируемой статье появилось понятие «технической ошибки», которая может быть допущена регистрирующим органом при внесении записи в государственный реестр. Надо заметить, что порядок исправления технических ошибок налоговым органом по настоящий момент четко не определен. Предполагается, что исправление технических ошибок осуществляется регистрирующим органом самостоятельно в соответствии с указаниями, содержащимися в Порядке включения сведений о постановке на учет в налоговом органе в базы данных ЕГРЮЛ, утвержденном Приказом ФНС РФ от 12 декабря 2005 г. N САЭ-3-09/667@ «Об актуализации баз данных Единого государственного реестра юридических лиц». Для этого заинтересованное лицо подает в регистрирующий орган заявление об ошибке в записи реестра. Какие это могут быть ошибки? Например, описки в паспортных данных учредителя (предпринимателя) и (или) директора, неправильные данные в сведениях о местонахождении юридического лица и т.п.
Пример. В январе 2012 года в обществе с ограниченной ответственностью у директора организации, который одновременно является участником ООО, изменились паспортные данные. Директор подал соответствующее заявление и другие документы для внесения сведений в ЕГРЮЛ об изменении данных об участнике общества и единоличном исполнительном органе общества (порядок подачи документов проанализирован в комментарии к гл. VI комментируемого Закона). Однако при получении зарегистрированных документов и выписки из ЕГРЮЛ им было обнаружено, что в реестре паспортные данные были изменены только у участника общества, в то время как паспортные данные директора забыли поменять.
Рассмотрим этот случай. Напоминаем что, при несоответствии между записями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют записи на бумажных носителях. Согласно ч. 5 Правил ведения ЕГРЮЛ изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись. Таким образом, если после осуществления государственной регистрации сведений заявителем выявлено их несоответствие сведениям, содержащимся в представленных им документах, нужно позаботиться о внесении соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. Заявление пишется в свободной форме. Однако мы советуем указать номер регистрационной записи с обнаруженной ошибкой, а также упомянуть, что ошибка произошла по вине регистрирующего органа. Также к заявлению могут быть приложены документы, подтверждающие наличие технической ошибки. Далее внесение изменений в сведения ЕГРЮЛ, связанных с технической ошибкой, осуществляется регистрирующим органом в следующем порядке:
— составляется служебная записка на имя руководителя (регистрирующего) налогового органа, в которой приводится подробное обоснование необходимости внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице;
— руководитель регистрирующего (налогового) органа в течение 5 рабочих дней проставляет на служебной записке соответствующую резолюцию;
— заполняется книга учета государственной регистрации ЮЛ, при этом в графе «сведения об органе, представившем документы» указывается краткое наименование регистрирующего (налогового) органа, а в графе «дата получения и реквизиты сопроводительного письма (уведомления, сообщения)» — дата и номер служебной записки о внесении в ЕГРЮЛ изменений;
— на основании указанной служебной записки в государственный реестр в течение трех рабочих дней с момента проставления резолюции руководителя регистрирующего (налогового) органа вносится запись о внесении в ЕГРЮЛ изменений;
— записи присваивается государственный регистрационный номер;
— распечатываются Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме Р50003, выписка из государственного реестра, лист записи государственного реестра;
— свидетельство и выписка из государственного реестра направляются по заявленному месту нахождения юридического лица не позднее одного рабочего дня с момента внесения в ЕГРЮЛ указанной записи.
Поскольку технические ошибки допускаются регистрирующими органами достаточно часто, авторы рекомендуют обязательно проверять выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП сразу после государственной регистрации документов.
Напоминаем, что сведения, содержащиеся в государственном реестре, считаются достоверными до тех пор, пока в них не внесли новую информацию. Стало быть, ошибки в реестре могут существенно нарушить или затормозить хозяйственную деятельность организации. Однако важно помнить, что обязанность исправления технических ошибок и приведения сведений в электронной версии реестра в соответствие со сведениями, содержащимися в учредительных документах организации или документах индивидуального предпринимателя, представленных при государственной регистрации, возложена на регистрирующий орган и поэтому не может быть поставлена в зависимость от того, обращалась(-ся) ли организация (предприниматель) в налоговую инспекцию или в суд с соответствующим заявлением. Такой вывод следует, в частности, из Постановления ФАС Московского округа от 15 декабря 2008 г. N КГ-А40/11582-08 по делу N А40-16816/08-12-248. Кроме того, например, в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 5 октября 2004 г. N А17-1335/5-2004 арбитражный суд правомерно указал на то, что налоговый орган, обнаружив технические ошибки в ЕГРЮЛ, допущенные регистрирующим органом, вправе самостоятельно вносить в реестр соответствующие исправления. Аналогичный вывод был сделан и в Постановлении ФАС Московского округа от 30 ноября 2009 г. N КГ-А40/12292-09 по делу N А40-52582/09-106-308. В указанном случае арбитражный суд удовлетворил требование общества с ограниченной ответственностью о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, т.к. в процессе рассмотрения дела было установлено, что обществом были представлены все необходимые для государственной регистрации документы, а несоответствие сведений, на которые ссылается ответчик, вызвано не изменением адреса местонахождения общества, а ошибкой, допущенной работниками налогового органа при внесении сведений в ЕГРЮЛ. Следовательно, если при внесении сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ налоговый орган допустил ошибку, но общество своевременно не обратилось с заявлением об исправлении ошибки, то к обществу не могут быть применены меры ответственности.
Здесь нужно заметить, что порядок исправления ошибок, допущенных заявителем, совершенно иной. Об этом будет рассказано в комментарии к гл. VIII комментируемого Закона.
3. В силу ч. 16 Правил ведения ЕГРЮЛ и ч. 21 Правил ведения ЕГРИП совместимость и взаимодействие государственных реестров на электронных носителях с иными федеральными системами и сетями обеспечиваются за счет соблюдения следующих единых организационных, методологических и программно-технических принципов:
— унификация значений показателей, включаемых в записи государственных реестров, на основе применения единых общероссийских классификаторов и ведомственных справочников;
— применение по соглашению сторон, участвующих в информационном взаимодействии, средств электронной цифровой подписи или иных средств подтверждения отсутствия искажений в документах на электронном носителе;
— применение для информационного взаимодействия с иными федеральными информационными системами единых протоколов телекоммуникационных сетей, форм документов и форматов данных, передаваемых на электронных носителях.
Постановлением Правительства РФ от 22 декабря 2011 г. N 1092 утверждены Правила представлений документов в электронной форме. Указанные Правила определяют порядок информационного взаимодействия налогового органа при государственной регистрации ЮЛ, крестьянских (фермерских) хозяйств и физических лиц в качестве ИП, а также ведении ЕГРЮЛ и ЕГРИП, со следующими органами:
— иными органами государственной власти;
— территориальными органами Пенсионного фонда РФ;
— региональными отделениями Фонда социального страхования РФ.
Из Правил представлений документов в электронной форме следует, что при осуществлении информационного взаимодействия регистрирующего органа с иными органами сведения и документы направляются регистрирующим органом, а также представляются в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью. Требования к форме электронных документов, представляемых в процессе информационного взаимодействия в регистрирующий орган, определяются регистрирующим органом. Межведомственное информационное взаимодействие регистрирующего органа с иными органами при наличии технической возможности осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Обмен документами в электронной форме между регистрирующим и иными органами осуществляется в следующие сроки:
— при регистрации ЮЛ, создаваемого путем реорганизации, а также при ликвидации ЮЛ или прекращении физическим лицом деятельности в качестве ИП, направление в регистрирующий орган территориальными органами Пенсионного фонда РФ документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп. 1 — 8 ч. 2 ст. 6 и ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», осуществляется в течение 2 рабочих дней, следующих за днем получения межведомственного запроса регистрирующего органа;
— представление в регистрирующий орган федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, справки о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве ИП, осуществляется в течение 4 рабочих дней, следующих за днем получения межведомственного запроса регистрирующего органа;
— представление в регистрирующий орган информации о вступлении в силу решения суда, которым физическому лицу, осуществляющему деятельность в качестве ИП, назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, осуществляется уголовно-исполнительной инспекцией в течение 5 рабочих дней с даты вступления в силу указанного решения суда;
— представление в регистрирующий орган информации об аннулировании документа, подтверждающего право физического лица, осуществляющего деятельность в качестве ИП, временно или постоянно проживать в РФ, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании указанного документа.
Кроме того регистрирующий орган бесплатно предоставляет соответствующие сведения в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, региональные отделения Фонда социального страхования РФ, территориальные органы Федеральной службы государственной статистики в течение 5 рабочих дней с момента внесения в государственный реестр сведений:
— о создании, реорганизации и ликвидации ЮЛ;
— о создании крестьянских (фермерских) хозяйств;
— о приобретении физическими лицами статуса ИП;
— о прекращении крестьянских (фермерских) хозяйств;
— о прекращении физическими лицами деятельности в качестве ИП;
— иных сведений о ЮЛ, крестьянских (фермерских) хозяйствах и физических лицах, осуществляющих деятельность в качестве ИП.
Регистрирующий орган также в срок не более 5 рабочих дней с момента внесения в ЕГРИП сведений о приобретении иностранным гражданином или лицом без гражданства статуса ИП либо прекращении указанными лицами деятельности в качестве ИП, а также иных сведений о таких лицах бесплатно предоставляет указанные сведения в территориальные органы Федеральной миграционной службы. В течение 5 рабочих дней с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации ЮЛ, а также иных сведений о ЮЛ регистрирующий орган должен бесплатно предоставить указанные сведения в территориальные органы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и военные комиссариаты.
Рассмотренная выше процедура обмена электронными документами позволяет реализовать в России принцип «одного окна» при регистрации ЮЛ и ИП. То есть если несколько лет назад учредителям вновь создаваемой организации необходимо было после прохождения процедуры регистрации организации своевременно встать на учет в налоговые органы, а также получить свидетельства о регистрации в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, территориальном Фонде обязательного медицинского страхования, региональном отделении Фонда социального страхования, органах государственной статистики, то сейчас передача необходимых документов и сведений осуществляется регистрирующим органом. В ряде налоговых инспекций при выдаче зарегистрированных документов о создании ЮЛ в налоговом органе заявителю сразу вручаются свидетельства о постановке на учет в фондах и органах статистики. Но нужно заметить, что такая практика распространена не везде. И хотя фонды и органы статистики ставят организацию на учет на основании сведений, представленных регистрирующим органом, соответствующие свидетельства либо высылаются организации по почте, либо вручаются руководителю или доверенному лицу при посещении фонда или органа статистики.
4. Пункт 2 комментируемой статьи устанавливает, что ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Ранее разъяснялось, что порядок ведения ЕГРЮЛ в настоящее время определен в Правилах ведения ЕГРЮЛ. Порядок ведения ЕГРИП закреплен в Правилах ведения ЕГРИП.
Согласно п. 3 ст. 7.1, вступающей в силу 1 января 2013 года, порядок формирования и ведения Единого федерального реестра должен быть также установлен уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В силу ч. 4 ст. 6 ФЗ от 18 июля 2011 г. N 228-ФЗ до определения оператора Единого федерального реестра функции указанного оператора осуществляются оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве в соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
5. Некоторые исследователи в своих работах отмечают, что буквальный анализ ч. 1 ст. 1 комментируемого Закона приводит к выводу о существовании также государственных реестров ЕГРЮЛ и государственных реестров ЕГРИП. Ключевым словом в названиях государственных реестров является слово «единый». Таким образом, основные правила ведения всех государственных реестров должны быть едиными.
Завершая анализ комментируемой статьи, хочется обратить внимание на то, что в РФ существует Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН), содержащий совокупность сведений об учете в налоговых органах ЮЛ и физических лиц. Полномочия по ведению ЕГРН осуществляет ФНС России в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 110. ЕГРН содержит сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет по основаниям, установленным ст. 83 НК РФ. Полный перечень сведений, составляющий ЕГРН, утвержден вышеупомянутым нормативным правовым актом и включает в себя:
— сведения, представляемые органами, осуществляющими государственную регистрацию ЮЛ;
— сведения, представляемые органами, осуществляющими государственную регистрацию ИП;
— сведения, представляемые органами, выдающими лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющими нотариусов полномочиями;
— сведения, представляемые советами адвокатских палат субъектов РФ;
— сведения, представляемые органами и организациями, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства;
— сведения, представляемые органами, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния;
— сведения, представляемые органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (за исключением морских, речных и воздушных транспортных средств);
— сведения, представляемые органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств (в том числе морских, речных и воздушных транспортных средств);
— сведения, представляемые органами опеки и попечительства, воспитательными, лечебными учреждениями, учреждениями социальной защиты и иными аналогичными учреждениями, которые в соответствии с федеральным законодательством осуществляют опеку, попечительство или управление имуществом подопечного;
— сведения, представляемые органами (учреждениями), уполномоченными совершать нотариальные действия, нотариусами, занимающимися частной практикой;
— сведения, представляемые органами, осуществляющими учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием этими ресурсами;
— сведения, представляемые органами, осуществляющими выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина РФ на территории РФ;
— сведения, представляемые организациями и физическими лицами в связи с их учетом в налоговых органах;
— сведения, формируемые в налоговых органах в результате учета организаций и физических лиц.
Указанные выше сведения для внесения в ЕГРН представляются в налоговые органы в электронном виде (на машиночитаемых носителях или по информационно-телекоммуникационным сетям) при условии обеспечения защиты от несанкционированного доступа и искажений. В этом случае подлинность сведений подтверждается, а отправляющее их лицо идентифицируется электронной цифровой подписью либо иным способом в соответствии с законодательством РФ. При отсутствии возможности передачи сведений в электронном виде они представляются в виде документов на бумажном носителе.
ЕГРН ведется на бумажных и электронных носителях. При несоответствии сведений на бумажных носителях сведениям на электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях. Ведение ЕГРН осуществляется с использованием информационных технологий и включает в себя ведение государственных баз данных, формируемых по территориальному признаку, а также последующее автоматизированное объединение их в единый банк данных.
Совместимость и взаимодействие ЕГРН на электронных носителях с иными федеральными государственными информационными системами обеспечиваются за счет соблюдения единых организационных, методологических и программно-технических принципов, о которых рассказывалось выше.
Собственником ЕГРН является РФ. Право собственности от имени РФ в отношении ЕГРН осуществляет в рамках своей компетенции Правительство РФ.