Статья 91. Управление в обществе с ограниченной ответственностью
[Гражданский кодекс РФ] [Глава 4] [Статья 91]
1. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников.
В обществе с ограниченной ответственностью создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников.
2. Компетенция органов управления обществом, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с настоящим Кодексом законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.
3. К компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся:
1) изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала;
2) образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, а также принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющему, утверждение такого управляющего и условий договора с ним, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества;
3) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества и распределение его прибылей и убытков;
4) решение о реорганизации или ликвидации общества;
5) избрание ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Законом об обществах с ограниченной ответственностью к компетенции общего собрания может быть также отнесено решение иных вопросов.
Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества.
4. Для проверки и подтверждения правильности годовой финансовой отчетности общества с ограниченной ответственностью оно вправе ежегодно привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом или его участниками (внешний аудит). Аудиторская проверка годовой финансовой отчетности общества может быть также проведена по требованию любого из его участников.
Порядок проведения аудиторских проверок деятельности общества определяется законом и уставом общества.
5. Опубликование обществом сведений о результатах ведения его дел (публичная отчетность) не требуется, за исключением случаев, предусмотренных законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Статья 91. Управление в обществе с ограниченной ответственностью
Комментарий к статье 91
1. Комментируемая статья закрепляет систему органов управления общества с ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью, будучи коммерческой организацией, создается для извлечения прибыли в интересах его участников за счет удовлетворения каких-либо общественных потребностей. Достижение указанных целей невозможно без формирования структуры управления, которая призвана обеспечивать максимально эффективную деятельность компании, поскольку, как верно заметил Л.С. Таль, потребность в установлении внутреннего порядка чувствуется везде, где достижение известной цели посредством планомерного сотрудничества людей неосуществимо без постоянных органов управления и без обязательного соответствующего этой цели порядка . Управление в этом смысле представляет собой систему мер и действий, необходимых для успешной деятельности организации и достижения поставленных перед нею целей . Кроме того, именно через структуры (систему) управления проявляется влияние носителей интереса на деятельность общества .
———————————
См.: Таль Л.С. Трудовой договор: Цивилистическое исследование. М.: Статут, 2006. С. 436 — 437.
См.: Ионцев М.Г. Акционерные общества: Правовые основы. Имущественные отношения. Управление и контроль. Защита прав акционеров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Ось-89, 2005. С. 158.
См.: Габов А.В. Сделки с заинтересованностью в практике акционерных обществ: проблемы правового регулирования. М.: Статут, 2005. С. 140.
Во вступлении к Принципам корпоративного управления Организации экономического сотрудничества и развития корпоративное управление определяется как комплекс отношений между администрацией компании, ее правлением, акционерами и другими заинтересованными лицами. Также в данном документе отмечается, что корпоративное управление определяет рамки, в которых намечаются задачи компании, средства реализации этих задач и средства контроля за результатами деятельности компании. При этом надлежащее корпоративное управление должно создавать стимулы для того, чтобы правление и администрация компании стремились к достижению целей, отвечающих интересам компании и акционеров, а также облегчать действенный контроль, тем самым подталкивая фирмы к более эффективному использованию ресурсов .
———————————
Текст документа на русском языке размещен по адресу: http://www.corp-gov.ru/projects/principles-ru.pdf.
Таким образом, органы общества с ограниченной ответственностью должны рассматриваться как инструменты, посредством которых участники данного общества влияют на его существование и деятельность: либо непосредственно — принимая решения в общем собрании участников, либо опосредованно — формируя исполнительные органы компании и обеспечивая тем самым ее нормальное повседневное функционирование в гражданском обороте .
———————————
В этой связи интересен пример из судебно-арбитражной практики, когда, удовлетворяя иск лица, избранного в совет директоров акционерного общества, об оспаривании решения общего собрания акционеров в части избрания данного лица в состав совета директоров общества, суд кассационной инстанции применил Закон РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ при пересмотре дела в порядке надзора указал на то, что суд кассационной инстанции применил закон, не подлежащий применению к спорным правоотношениям, поскольку норма, определяющая сферу действия упомянутого Закона, не позволяет распространить его положения на внутренние отношения, складывающиеся в акционерном обществе, а общее собрание акционеров является внутренним органом управления общества и не относится к кругу перечисленных в данном Законе лиц, чьи решения и действия в соответствии с ним могут быть обжалованы (см.: Постановление Президиума ВАС РФ от 13 февраля 2007 г. N 13635/06).
2. В п. 1 комментируемой статьи общее собрание участников именуется высшим органом общества с ограниченной ответственностью. Данное положение воспроизводится и в п. 1 ст. 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.
Однако термин «высший орган» является в некоторой степени условным, потому что, несмотря на наличие в законе положений о подотчетности исполнительных органов общества общему собранию участников и совету директоров (наблюдательному совету), вряд ли можно вести речь о соподчиненности органов управления в хозяйственном обществе. Ключевым моментом в понимании общего собрания как высшего органа является, как уже отмечалось, возможность участников оказывать непосредственное влияние на судьбу общества. Указанная возможность обеспечивается тем, что все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.
По общему правилу каждый участник общества имеет на общем собрании число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале. Иной порядок определения числа голосов участников общества может быть установлен уставом общества при его учреждении либо впоследствии, путем внесения в устав соответствующих изменений. При этом изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками единогласно (абз. 5 п. 1 ст. 32 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
3. Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества. В таком случае в уставе должны быть решены вопросы, касающиеся порядка образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества и порядка прекращения полномочий его членов. Компетенция совета директоров (наблюдательного совета) определяется уставом общества в соответствии с Законом об обществах с ограниченной ответственностью (п. 2.1 ст. 32 Закона).
4. Обязательным элементом в структуре корпоративного управления является исполнительный орган, на который возлагается осуществление текущего руководства деятельностью общества. Абзац 2 п. 1 комментируемой статьи закрепляет три возможных варианта существования исполнительного органа. Соответственно, это может быть только единоличный исполнительный орган, только коллегиальный исполнительный орган либо же единоличный и коллегиальный исполнительные органы вместе. Однако ст. 41 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, посвященная коллегиальному исполнительному органу, исходит из того, что образование коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции и других) может быть предусмотрено уставом только наряду с единоличным исполнительным органом. Таким образом, Закон об обществах с ограниченной ответственностью исключает вариант, когда в обществе создан один коллегиальный исполнительный орган.
Федеральным законом «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в законодательство был введен оборот «лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа». Таким лицом может быть физическое лицо (п. 2 ст. 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью) либо юридическое лицо — в случае передачи ему по договору полномочий единоличного исполнительного органа (ст. 42 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Д.И. Степанов справедливо указывает на то, что вопрос, кто выступает менеджером — физическое лицо, назначенное единоличным исполнительным органом хозяйственного общества, или управляющий (самостоятельная коммерческая организация или предприниматель), не является принципиальным для определения природы отношений, возникающих между менеджером и юридическим лицом. По его мнению, существо указанных отношений должно раскрываться, исходя из единой концепции, с фиксацией возможных различий в качестве особенностей той или иной модели .
———————————
См.: Степанов Д.И. Еще раз о правовой природе полномочий исполнительного органа и управляющего хозяйственным обществом // Вестник ВАС РФ. 2006. N 8. С. 39.
Между тем природа отношений, складывающихся между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа, определяется в науке гражданского права по-разному. Так, например, В.И. Синайский полагал, что за юридическим лицом признается способность к действиям в лице его органов, однако при этом орган не следует смешивать с представителем. «Первый есть часть юридического лица, — писал он, — второй состоит вне его. Различие это существенно…» . Однако имеет место и подход, сторонники которого рассматривают исполнительный орган в качестве представителя юридического лица. В частности, Е.В. Васьковский писал следующее: «Фикция юридического лица состоит… в том, что члены союзов и управители учреждений рассматриваются действующими не от своего имени, а от имени воображаемого лица, в качестве его представителей» .
———————————
Синайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. С. 121 — 122.
Васьковский Е.В. Учебник гражданского права. М.: Статут, 2003. С. 109.
Представляется, что указанные позиции на самом деле не только не являются взаимоисключающими, они, напротив, дополняют друг друга. Иными словами, приобретение лицом статуса единоличного исполнительного органа означает наделение его определенными управленческими полномочиями внутри организации, а также полномочиями на совершение юридически значимых действий от имени юридического лица во внешних отношениях (т.е. отношениях со всеми третьими лицами) .
———————————
См.: Бушева С.Г. Орган юридического лица: правовой статус и соотношение со смежными институтами // Законодательство. 2005. N 2, 3 (СПС «Гарант»).
5. Компетенция органов управления обществом с ограниченной ответственностью, а также порядок принятия ими решений и выступления от имени общества определяются в соответствии с ГК РФ Законом об обществах с ограниченной ответственностью и уставом общества.
В силу п. 2 комментируемой статьи к компетенции общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью относятся наиболее важные вопросы, определяющие, по существу, судьбу юридического лица (изменение устава общества, изменение размера его уставного капитала, образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, решение о реорганизации или ликвидации общества и др.). При этом вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания участников общества, не могут быть переданы им на решение исполнительного органа общества.
Компетенция же единоличного исполнительного органа определяется по остаточному принципу, поскольку согласно положениям п. 2 ст. 40 Закона об обществах с ограниченной ответственностью он осуществляет все полномочия, не отнесенные данным Законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.
6. Общество с ограниченной ответственностью по своей правовой природе является закрытым корпоративным образованием. По этой причине ГК РФ содержит правило о том, что опубликования обществом сведений о результатах ведения его дел (публичная отчетность) не требуется. Однако исключения из этого правила могут устанавливаться Законом об обществах с ограниченной ответственностью и иными федеральными законами (п. 5 комментируемой статьи и п. 1 ст. 49 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). В частности, п. 2 ст. 49 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, посвященной публичной отчетности, возлагает на общество обязанность ежегодно публиковать годовые отчеты и бухгалтерские балансы, а также раскрывать иную информацию о своей деятельности, предусмотренную федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами в случае публичного размещения им облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг.
Однако приведенные положения об отчетности, содержащиеся в комментируемой статье, по существу, не имеют отношения к вопросам управления в обществе.