Статья 94. Последствия введения внешнего управления
[Закон «О банкротстве»] [Глава VI] [Статья 94]
1. С даты введения внешнего управления:
прекращаются полномочия руководителя должника, управление делами должника возлагается на внешнего управляющего;
внешний управляющий вправе издать приказ об увольнении руководителя должника или предложить руководителю должника перейти на другую работу в порядке и на условиях, которые установлены трудовым законодательством;
прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий органов управления должника и собственника имущества должника — унитарного предприятия, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи. Органы управления должника, временный управляющий, административный управляющий в течение трех дней с даты утверждения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;
отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве, за исключением арестов и иных ограничений, налагаемых в гражданском или арбитражном судопроизводстве либо исполнительном производстве в отношении взыскания задолженности по текущим платежам, истребования имущества из чужого незаконного владения;
вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику.
2. Органы управления должника в пределах компетенции, установленной федеральным законом, вправе принимать решения:
абзац утратил силу;
об определении количества, номинальной стоимости объявленных акций;
об увеличении уставного капитала акционерного общества путем размещения дополнительных обыкновенных акций;
об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о включении в план внешнего управления возможности дополнительной эмиссии акций;
об определении порядка ведения общего собрания акционеров;
об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;
о замещении активов должника;
об избрании представителя учредителей (участников) должника;
о заключении соглашения между третьим лицом или третьими лицами и органами управления должника, уполномоченными в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении крупных сделок, об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника;
иные необходимые для размещения дополнительных обыкновенных акций должника решения.
Ходатайство органов управления должника о продаже предприятия должно содержать сведения о минимальной цене продажи предприятия должника.
Средства, затраченные на проведение собрания акционеров и заседания совета директоров (наблюдательного совета) иного органа управления должника, возмещаются за счет должника только в случае, если такая возможность предусмотрена планом внешнего управления.
3. Собственник имущества должника — унитарного предприятия в пределах компетенции, установленной федеральным законом, вправе принимать решения:
об обращении с ходатайством о продаже предприятия должника;
о замещении активов должника;
о заключении соглашения с третьим лицом или третьими лицами об условиях предоставления денежных средств для исполнения обязательств должника.
Ходатайство собственника имущества должника — унитарного предприятия о продаже предприятия должно содержать сведения о минимальной цене продажи предприятия должника.
Статья 94. Последствия введения внешнего управления
Комментарий к статье 94
1. Введение внешнего управления меняет правовой режим функционирования организации-должника, ибо управление делами этой организации переходит в руки назначенного судом внешнего управляющего. Причем полномочия, возлагаемые на внешнего управляющего, намного шире полномочий руководителя должника, поскольку изменение режима деятельности должника не сводится только к отстранению от должности руководителя должника, прекращаются полномочия собственника имущества должника — унитарного предприятия; прекращается также большинство полномочий иных органов управления должника. Полномочия всех этих органов переходят внешнему управляющему.
Специфика правового режима деятельности должника в период внешнего управления состоит в том, что она всецело посвящена достижению двух неразрывно связанных целей: восстановлению его платежеспособности и удовлетворению требований его кредиторов. Осуществляя все перешедшие к нему полномочия, внешний управляющий добивается достижения целей внешнего управления, и в то же время его вторая основная задача — предотвратить банкротство организации-должника, если это возможно в сложившейся конкретной ситуации.
2. В п. 1 комментируемой статьи регламентирован переход дел в ведение внешнего управляющего. Передача внешнему управляющему документации, печатей и всех дел должна быть произведена в течение трех дней с даты утверждения судом кандидатуры внешнего управляющего. Органы управления должника, временный управляющий или административный управляющий не только обязаны передать дела внешнему управляющему, но и должны обеспечить ему доступ в организацию; они не вправе чинить внешнему управляющему препятствия, противодействовать его деятельности. Лица, оказывающие такое противодействие, должны привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной, по ст. 315 УК РФ («Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта»).
3. В Законе о банкротстве 1998 г. не указывалось, какие полномочия органов управления должника сохраняются за ними в период внешнего управления. Это порождало конфликты между внешним управляющим и учредителями (участниками) должника и вызывало колебания в судебно-арбитражной практике при определении пределов полномочий внешнего управляющего.
В Законе 2002 г. получила отражение компромиссная позиция: в виде исключения за органами управления должника сохранены некоторые полномочия, выражающиеся в праве принимать решения по определенному кругу вопросов, которые перечислены в п. 2 комментируемой статьи. Их перечень исчерпывающий и не подлежит расширительному токованию.
Вопросы, по которым у органов управления должника сохраняются полномочия, можно распределить по трем группам. Первая группа — это вопросы, связанные с увеличением уставного капитала и изменением структуры активов должника. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» компетенция органов управления должника сужена: теперь они не вправе принимать решения о внесении изменений и дополнений в устав общества в части увеличения уставного капитала. Это означает, что эмиссия дополнительных акций может быть проведена в период внешнего управления только в том случае, если в уставе общества-должника указано определенное количество объявленных акций; эмиссия дополнительных акций может быть проведена только в пределах количества объявленных акций, указанных в уставе общества-должника.
Вторая группа — вопросы организационного характера: избрание представителя учредителей (участников) должника в деле о банкротстве, определение порядка ведения общего собрания акционеров, поскольку общее собрание акционеров (участников) общества-должника может проводиться и в период действия процедуры внешнего управления.
Третья группа — вопрос принятия решения о заключении соглашений с третьими лицами об условиях предоставления должнику денежных средств, необходимых для исполнения обязательств перед конкурсными кредиторами. По существу, речь идет о кредитовании и организации-должника третьими лицами, не участвующими в деле о банкротстве. Погашение кредитов (займов), привлекаемых должником в период внешнего управления, очевидно, может производиться после завершения процедуры внешнего управления. Это наиболее реально ввиду финансовых трудностей должника; поэтому вопросы привлечения среднесрочных и долгосрочных кредитов, выработка условий кредитных договоров остаются в компетенции органов управления должника, уполномоченных принимать решения о совершении крупных сделок. В процессе принятия решения по таким важнейшим финансовым вопросам должен принимать участие и внешний управляющий. Об этом следовало бы прямо указать в тексте п. 2 комментируемой статьи.
4. Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» в комментируемую статью внесен новый п. 3, положения которого определяют компетенцию собственника имущества должника — унитарного предприятия в период действия процедуры внешнего управления. В число полномочий этого субъекта правовых отношений входит право на обращение к внешнему управляющему и собранию кредиторов с ходатайством о продаже предприятия должника. При этом такое ходатайство, как и аналогичное ходатайство органов управления должника (п. 2 комментируемой статьи), должно содержать сведения о минимальной цене продажи предприятия должника.
5. Под органами управления должника в контексте комментируемой статьи надо понимать органы должника, не являющиеся исполнительными органами, т.е. общие собрания участников и советы директоров (наблюдательные советы). Исполнительные органы (правления, дирекции) в период внешнего управления действуют как часть аппарата внешнего управляющего, они не вправе принимать какие-либо юридически значимые решения, поскольку принятие решений по вопросам текущей деятельности, оперативного управления и исполнительно-распорядительного характера находится в компетенции внешнего управляющего.
6. Расходы на проведение общих собраний участников и заседаний советов директоров относятся на должника только в том случае, если эти расходы предусмотрены планом внешнего управления. Если же эти расходы не предусмотрены планом внешнего управления или превысили плановую смету, они не могут быть возмещены за счет должника. Это означает, что в таких случаях собрания участников и заседания советов директоров должны проводиться за счет иных средств, скорее всего, за счет самих участников и членов советов директоров (наблюдательных советов).